psyhologies.ru
тесты
текст: Юрий Зубцов 

Околосмертный опыт: чему можно верить?

Число публикаций в серьезных академических журналах, посвященных так называемому околосмертному опыту, заметно выросло в последние годы. Почему наука все активнее пытается проникнуть на территорию, традиционно считавшуюся царством мистики?
alt

Фильм «Небеса реальны» («Heaven is for Real») вышел чуть меньше года назад. И при скромном бюджете в 12 млн долларов собрал более 100 млн долларов в прокате. Еще больший успех пришелся на долю одноименной книги, по которой поставлен фильм. История мальчика, пережившего клиническую смерть, разошлась общим тиражом в 10 млн экземпляров и 4 года не покидала списки бестселлеров The New York Times. Трехлетний Колтон рассказал своему отцу, Тодду Бурпо (который и написал с его слов книгу), что побывал на небесах, где общался не только с Богом и ангелами, но и со своими дедушкой и сестрой. Если учесть, что и дедушка, и сестра умерли до рождения Колтона, то подробности, приведенные мальчиком, очень трудно объяснить с рациональной точки зрения.

Свидетельства очевидцев

Разумеется, это вовсе не первая история подобного рода. Сообщения о пережитом околосмертном опыте (англ. near death experience, NED) известны со времен Средневековья (а некоторые исследователи уверяют, что даже и с Античности). А солидный медицинский журнал Resuscitation («Реанимация») не так давно опубликовал первое врачебное описание подобного случая, относящееся к XVIII веку. И уж конечно, с выходом в 1975 году книги психолога Рэймонда Моуди (Raymond Moody) «Жизнь после жизни» интерес к этой теме поднялся на совершенно новый уровень, а о своих «путешествиях» начали рассказывать очень и очень многие. В итоге сегодня совсем необязательно переживать клиническую смерть, чтобы знать, что сознание при этом словно бы отделяется от тела и некоторое время парит где-то сверху, затем устремляется в пугающий темный туннель, в конце которого обнаруживается благой и всепрощающий свет, а отдельных счастливчиков ждут еще и встречи с усопшими родственниками и высшими существами.

Академическая наука относится к этим рассказам с изрядным скепсисом. Однако с недавнего времени серьезные ученые неожиданно начали проявлять к феномену околосмертного опыта куда больший интерес. К началу этого года в рецензируемых (то есть заслуживающих доверия, академических) научных изданиях насчитывалось уже 240 статей, упоминавших об этих переживаниях. Более того, о собственном опыте подобного рода рассказали несколько авторитетных ученых и медиков. Так в 2012 году вышла книга Мэри Нил (Mary Neal) «В небеса и обратно» (1), в которой автор описала, что она чувствовала, когда пошла ко дну, перевернувшись при прохождении порога на каяке. Мэри Нил провела под водой достаточно долгое время и пережила полную остановку сердца. Почти одновременно увидела свет и книга Ибена Александера (Eben Alexander) «Доказательство рая» (2). Александер впал в кому вследствие заболевания менингитом и также пережил околосмертный опыт. При этом и Нил, и Александер – весьма и весьма заслуженные врачи, которые не могли не понимать, как скажется публикация книг на их репутации в профессиональном сообществе. Мэри Нил, например, несколько лет возглавляла центр хирургии позвоночника в Университете Южной Калифорнии, а нейрохирург Ибен Александер преподавал в том числе и в Медицинской школе Гарвардского университета. Однако пережитый опыт и осознание его ценности оказались, очевидно, важнее всех остальных соображений.

Средний балл околосмертного опыта

В США с 1981 года официально зарегистрирована организация под названием «Международная ассоциация околосмертных исследований» (IANDS). Она объединяет людей, рискнувших взяться за изучение столь «нерукопожатной» в академических кругах темы, и тех, кто сам пережил подобный опыт. Журналист Гидеон Личфилд (Gideon Lichfield), подготовивший большой и подробный материал о возможностях и невозможностях жизни после смерти для апрельского номера журнала The Atlantic (3), побывал на ежегодной конференции IANDS. Событие он описывает скорее с хорошо сдерживаемой иронией, однако, сохраняя объективность, сообщает немало интересного и о самой Ассоциации, и о ее работах.

Например, в IANDS принята Шкала околосмертного опыта, которая разделена на 16 ступеней: чувство мистического восторга, выход из тела, движение по туннелю, ощущение присутствия рядом сверхъестественных существ и так далее. Опыт на каждой из ступеней может составлять от 0 до 2 баллов, таким образом, максимальное переживание оценивается в 32. «Средний балл» тех, кто сообщает об околосмертном опыте, составляет порядка 17.

Исследователи IANDS сообщают, что люди, вернувшиеся с порога смерти, переживают впоследствии очень сходные трансформации. Они, например, становятся более восприимчивы к воздействию света и звука, активно проявляют любовь к ближним и благородство, нередко переходящее за грань расточительности (чем не прочь воспользоваться родственники и друзья). Еще они начинают хуже справляться с организацией своего времени и финансов, зато обретают странное влияние на электроприборы. (Во время одной из конференций IANDS в крупном отеле, где она проходила, полностью отключилась компьютерная система. Участники мероприятия восприняли это как должное.)

Туфля на карнизе

Впрочем, в архивах IANDS собрано немало действительно невероятных свидетельств мистического опыта. Вот, например, один из самых выдающихся случаев, известный как «Случай Марии» – по имени пережившей его работницы-иммигрантки. В 1977 году она была доставлена в госпиталь в Сиэтле, где врачи вскоре констатировали остановку сердца пациентки. Марию удалось спасти, а придя в себя, она рассказала, что в состоянии клинической смерти ее душа покинула тело и некоторое время витала под потолком операционной. Затем она выпорхнула из здания, поднимаясь все выше, – и заметила на карнизе третьего этажа невесть как оказавшуюся там теннисную туфлю. Медсестра Кимберли Кларк Шарп, услышав этот рассказ, отправилась с проверкой и обнаружила туфлю в точности там, где ее и увидела покинувшая тело душа Марии. Более того, медсестра была абсолютно уверена в том, что из палаты Марии увидеть эту туфлю никак невозможно, а никаких других возможностей увидеть ее, кроме как покинув тело, у Марии не было в принципе.

Сегодня Кимберли Кларк Шарп – одна из активисток IANDS. Однако куда интереснее и важнее были бы свидетельства самой Марии. Увы, вскоре после выписки она бесследно исчезла, и все попытки ее разыскать никакого результата не дали. В этом смысле ценнее для объективного исследователя может оказаться история автора и исполнительницы собственных песен Пэм Рейнолдс (Pam Reynolds). В 1991 году у нее была обнаружена крупная аневризма одной из артерий головного мозга. Требовалась сложная и опасная операция. Отвечавший за нее хирург решился на рискованный (особенно по тем временам) шаг – гипотермическую остановку сердца. После ввода анестезии сердце Рейнолдс было искусственно остановлено, а тело охлаждено примерно до 15 градусов, чтобы избежать гибели клеток мозга из-за нехватки кислорода. При этом в уши пациентки вставили наушники, воспроизводившие ритмичный стук громкостью в 100 децибел, что сопоставимо с шумом бензиновой газонокосилки или отбойного молотка. Расчет был очень прост: если хоть какая-то часть мозга Рейнолдс останется активной, она отреагирует на шум, что будет тут же отображено на электроэнцефалограмме.

Но энцефалограмма пациентки в ходе операции некоторое представляла собой прямую линию. Тем поразительнее оказалось все дальнейшее. Придя в себя после успешного хирургического вмешательства, Пэм Рейнолдс сообщила, что пережила выход из собственного тела и подробно описала многое из происходившего в операционной. Фразы, которыми обменивались врачи, форму хирургической пилы, использованной для вскрытия черепной коробки, и даже то, что некоторые медики слушали для снятия напряжения песню «Отель «Калифорния».

читайте такжеРэймонд Моуди: «Те, кто пережил клиническую смерть, меняются навсегда»

Объективные данные

Казалось бы, такого свидетельства должно хватить, чтобы убедить в реальности околосмертного опыта даже завзятых скептиков. Но не все так просто. Дальнейший анализ показал, что все события, которые описала Пэм Рейнолдс, пришлись на моменты либо до, либо после полного прекращения активности мозга. Иными словами, в то время, когда ей казалось, что ее сознание отделилось от тела, мозг ее был скорее жив, чем мертв. И хотя понять, как она могла услышать и увидеть столь многое, все равно крайне сложно, для науки этот случай ничего не доказывает.

Как и множество других. Большинство исследований, посвященных околосмертному опыту, заведомо ретроспективны: основаны на опросе людей, когда-то его переживших. Но память может подводить, а иным из участников трудно устоять перед соблазном сообщить что-нибудь из ряда вон. Ученым, разумеется, хотелось бы, чтобы свидетельства были максимально приближены к событию и могли быть подтверждены объективными данными. С этой целью был даже разработан специальный протокол исследования. В местах потенциального переживания подобного опыта предлагается размещать визуальные стимулы – изображения или объекты – которые могут быть увидены только с высоты. То есть, с той позиции, куда, если верить рассказам, взмывает сознание, покидая тело в моменты клинической смерти. Причем медицинский персонал ничего о размещенных стимулах знать не должен, чтобы вольно или невольно не повлиять на чистоту эксперимента.

Надо сказать, что большинство клиник отнеслись к этой идее весьма прохладно. Тем не менее на сегодняшний день осуществлено не менее шести исследований в рамках этого протокола. И ни одно из них не дало сколько-нибудь достоверных подтверждений околосмертного опыта. В последнем опубликованном исследовании приняли участие несколько клиник в США, Великобритании и Австрии (4). В них были размещены порядка 1000 полок со специальными визуальными стимулами. За время наблюдения в клиниках были зафиксированы 2060 случаев остановки сердца пациентов. 330 удалось спасти, 140 из них чувствовали себя достаточно неплохо, чтобы почти сразу после клинической смерти поговорить с учеными. Из этих 140 лишь 101 пациент смог закончить интервью – остальные были слишком слабы. Из оставшихся 101 о переживаниях, которые, согласно упомянутой шкале Грейсона, могут быть названы околосмертным опытом, сообщили 9. Двое пережили выход из своего тела, но один из этих двоих также не смог закончить интервью из-за плохого самочувствия.

Наконец, единственный оставшийся – мужчина 57 лет – детально описал процесс дефибрилляции, которую выполняли медики. Причем важно, что в этот момент никакой его мозговой активности приборы не фиксировали. Но и никаких полок с размещенными на них объектами его отделившееся сознание тоже не увидело.

На пороге большого скачка

Но будем объективны. Сам по себе этот результат также ни о чем не свидетельствует. Тем более менее четверти всех случаев остановок сердца происходили в местах, оборудованных полками. Конечно, у науки есть свои объяснения этого феномена. Известно, что гипоксия (нехватка кислорода) и гиперкапния (переизбыток углекислого газа) способны вызывать галлюцинации. Ими проще всего объяснить и отделение от тела, и темный туннель с божественным светом в конце, и встречи с покойными родственниками.

Однако отдадим должное науке. При всем своем скепсисе, она все активнее исследует околосмертные переживания. Причина проста: этот опыт – единственный феномен из разряда мистических, который подлежит объективному изучению. Ведь наука опирается на факты. И вряд ли в ближайшем будущем сумеет сфотографировать, измерить и взвесить инопланетян или ангелов. А вот в случае с околосмертными переживаниями ее возможности намного шире. Современные методы реанимации позволяют вернуть к жизни пациентов, которые еще недавно считались безоговорочно мертвыми. А новейшая техника помогает с достаточной степенью точности судить о том, что происходило в организме людей, стоявших так близко к смерти, как никогда прежде. И если эти исследования принесут сколько-нибудь значимые результаты, человечество, вполне возможно, совершит огромный скачок вперед, узнав нечто важное о тайнах сознания и смерти.

1. M. Neal «To Heaven and Back» (Authentic Publishers, 2012).

2. E. Alexander «Proof of Heaven» (Simon & Schuster, 2012).

3. Подробнее на сайте theatlantic.com

4. S. Parnia et al., «AWARE—AWAreness during REsuscitation—A prospective study» (Resuscitation, vol. 85, № 12, онлайн-публикация от октября 2014 года).

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье