psyhologies.ru
тесты
текст: Елена Шевченко 

Они умеют находить верные слова

Режиссер документального кино, школьный учитель и хирург-эндокринолог рассказали нам о своих отношениях с правдой и о том, какую роль она ежедневно играет в их профессии.

В работе каждого из них слово – инструмент очень важный. Врач сообщает пациенту о тяжелой болезни; учитель налаживает контакт с учениками, сохраняя дистанцию; режиссер своими фильмами помогает нам понять нашу жизнь... Они умеют общаться бережно и честно, но при этом оставаться самими собой. Есть ли предел для их правды?

ИНОГДА УМЕНИЕ ДОНЕСТИ СВОЮ ПРАВДУ БЕРЕЖНО И ОТКРЫТО, НЕ ПРЯЧАСЬ ЗА СЛОВАМИ И НЕ ИЗМЕНЯЯ СЕБЕ, – ЧАСТЬ ПРОФЕССИИ.

Этот вопрос очень важен для них. «Я не скрываю своих убеждений и политических взглядов, но урок есть урок, – считает Алексей Кузнецов, учитель истории и обществознания. – Если ученик поинтересуется моей позицией после урока и я знаю, что мой ответ будет правильно понят и не пойдет ему во вред – ему, а не мне, это важно, – я отвечу». Сообщая пациентам тяжелый диагноз, Ирина Котова, хирург-эндокринолог, во время разговора больше говорит не о болезни, а о том, какие есть возможности ее победить. В документальных фильмах, обнажающих реальность нашего времени, режиссер Елена Погребижская не показывает шокирующие кадры из этических соображений. Ее цель – помочь своим героям. «Благодаря моим фильмам кто-то прожил немного дольше, кому-то нашли лекарство, кому-то деньги… А фильм о жизни детей-сирот в обычном интернате вызвал большой переполох, и в правительстве обещали изменить законодательство о сиротах». Важнейшая связь между людьми выстраивается именно через слова. Она хрупка, потому что соткана из эмоций, страха, недоверия. Поэтому приходится идти на компромиссы, что-то оставлять за кадром...

alt

«Зачастую вопрос заключается не в том, сказать правду или нет, а в том, как ее сказать, – комментирует экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова. – Марк Твен писал, что правду надо говорить так, как подают пальто, а не швырять в лицо, как мокрое полотенце. Говорить нужно не торопясь, не формально, уважая того, кто стоит перед тобой». И имея достаточно уверенности в себе, чтобы отваживаться на смелые, болезненные или шокирующе-откровенные слова.

«Я говорю то, что думаю и во что верю»

altЕлена Погребижская, режиссер*

«Документальный фильм – это не фиксирование реальности. Это, во-первых, художественное произведение, а во-вторых – исключительно авторское. То есть все же условная действительность. А значит, и условная правда. Если я как автор выстраиваю в фильме свои координаты – где добро, а где зло, – это вовсе не означает, что все будут считать так же, как я. Особенно те, кто, с моей точки зрения, находятся на стороне зла. В фильмах я не показываю все, что было снято. Из этических соображений – как в репортажах о войне не показывают убитых крупным планом… Кроме того, не все, что я вижу как профессионал, может выдержать зритель. Думаю, есть люди, которые вообще не готовы увидеть правду. Но зрителя я не берегу – жизнь вообще не сахар. И есть ли смысл от нее беречься?

Наверное, я вхожу в маленький процент людей, которые в своей жизни врали минимально. До меня еще в детстве дошло, что не врать выгодно, потому что создает репутацию. И потом – я просто не умею. Если и вру, то так явно, что тут же потеряюсь, если мне задать хоть один наводящий вопрос. Так что получается, у меня нет выбора. Чужое мнение мне меньше интересно, чем мое, и главный авторитет для меня – тоже я. Поэтому я говорю, что думаю, и делаю то, во что верю. Хотя за свои фильмы получаю немало критики – однажды даже вывесила в ЖЖ целую подборку недовольных писем-откликов. Чтобы они перестали меня задевать…»

* Ее фильмы «Продавец крови» (2008), «Доктор Лиза» (2009) стали лауреатами премии ТЭФИ; лента «Мама, я убью тебя» вышла на экраны в 2013 году.

читайте такжеМы хотим знать правду!
Источник фотографий: Igor Sporynin, Елена Короткова, Тимур Артамонов
  • 1
  • 2
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье