psyhologies.ru
тесты
текст: Алла Ануфриева 

Почему мы любим фокусы?

Дети обожают фокусы. Но почему мы продолжаем следить за ними затаив дыхание, даже когда уже выросли? Комментарий транзактного аналитика Вадима Петровского.
alt

Почему не только детям, но и взрослым нравятся такие трюки?

По поводу детей и взрослых есть два убеждения, разделяемых очень многими людьми, как психологами, так и не-психологами. Первое: больше всего на свете дети любят играть; второе: дети любят играть больше, чем взрослые. Но так ли это?

Предложите 5-6-летней девочке выбрать, чем проутюжить платьице для куклы: игрушечным утюжком (игрушечным – то есть ненастоящим, воображаемым, или, как говорят психологи, существующим в условном плане) или утюгом настоящим, электрическим (пусть это будет утюг-утюжок той же формы, цвета и веса). Что девочка выберет? Я думаю, настоящий утюг. А вы как думаете? Теперь присмотритесь к взрослым, увлеченно играющим в «Мафию». И попробуйте предложить, как в фильме Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный отец»: «Не лучше ли сыграть «по-взрослому?» (Читатель понимает, что я имею в виду?) Ответ не заставит себя долго ждать: с ворами и комиссарами – не хотим.

Словом, не получается ли так: дети чаще хотят быть взрослыми, чем детьми, а взрослые – быть детьми (хоть и реже отдают себе в этом отчет)? Чудеса, которые мы видим, позволяют каждому – и тем, кто помладше, и тем, кто постарше – достигнуть желаемого.

Фокусы и трюки в любом возрасте не менее важны, чем пресловутые ЗУНы («знания-умения-навыки»). Это прекрасное средство исследования и развития мышления: можно подсмотреть, как происходит чудо, можно попросить, чтобы тебе раскрыли секрет фокуса, а можно и самому догадаться…

читайте также«Серьезный человек»

Любовь к парадоксу – почему?

В каждом из нас – это знают многие читатели Psychologies – не одно, а несколько «Я». Автор транзактного анализа Эрик Берн считает, что это Родительское, Взрослое и Детское «Я». Эти три «Я» мало похожи друг на друга, они могут проявляться в разное время, вступать в сложные отношения друг с другом. Образно говоря, они могут ссориться, сохранять автономию, а могут и дружить… Бывают случаи, когда два «Я» вступают в коалицию друг с другом, противопоставляя себя третьему «Я» (так в жизни мы способны дружить «против» кого-то).

Вот теперь вернемся к трюкам, фокусам и прочим чудесам (магическим картинкам, иллюзиям, фигурам невозможного, зрительным иллюзиям). Как вы думаете, что происходит с тремя нашими «Я», когда буквально на наших глазах или при нашем участии все это случается? Мне кажется, в такие моменты два из них (Детское и Взрослое) объединяются против третьего (Родительского). Ведь Родительское «Я», как чеховский урядник, всегда исходит из убеждения, что «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». «Чудесное» – площадка встречи Детского «Я» («Все возможно!) и Взрослого «Я» («Все объяснимо, но это требует времени и усилий»). Детское «Я» обожает превращения, перевертыши, сюрпризы, небылицы, оно склонно к играм, в которых, как говорят, «все может стать всем» (палочка может превратиться в коня, ребенок – во всадника, две стороны перекрученной ленты – в одну ленту и пр.). Взрослое «Я» обнаруживает, что это возможно. И они оба с удовольствием «делают нос» Родительскому «Я» – этому всезнайке-уряднику, оставляя его в дураках.

Вадим Петровский, доктор психологических наук, профессор НИУ ВШЭ, главный научный сотрудник Федерального института развития образования, член-корреспондент Российской академии образования, психолог-консультант.

читайте такжеПочему мы мечтаем о славе
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Все зависимы? От привычки до аддикцииВсе зависимы? От привычки до аддикцииСмартфон, работа, секс, игры... Мы все стали аддиктами? Каждый на что-нибудь подсел? Мы задаем этот вопрос себе – и вам. Попробуем понять, где граница между привычным удовольствием и зависимостью, и разобраться, почему мы в неравном положении перед лицом соблазнов. Все статьи этого досье
Все досье