PSYCHOLOGIES №4

Почему мы так любим всех осуждать?

Теракты в Бельгии вызвали у некоторых не естественное сочувствие, а желание указать Европе на ее вредный мультикультурализм и беспечность. Откуда эта тяга к оценкам?
Почему мы любим осуждать
ФОТО Getty Images 

Потому что у нас сильны традиции коллективизма

«Чем более склонно общество к коллективизму, тем сильнее оно зависит от общепринятых оценок», – отмечает психолог Маргарита Жамкочьян. Россияне до сих пор привязаны к коллективным мнениям и суждениям. Психологически период сравнительных оценок соответствует возрасту 10–12 лет, когда ребенок очень зависим от мнения окружающих. С ростом уровня образования и культуры мы постепенно избавляемся от привычки судить всех и все вокруг или остаемся во власти оценок, разделяемых большинством. «Вырабатывать личную позицию непросто. Легче присоединиться к чужому мнению, – говорит психолог. – Но это упрощение, и, соглашаясь на него, мы неизбежно скатываемся к антикультуре».

Потому что оценка – инструмент познания

Суждение – один из самых простых когнитивных механизмов. Вынося суждение, мы сравниваем человека с собой или другими людьми, которые служат нам эталонами. А предмет или явление – с некими существующими у нас образцами. Оценочные суждения подобны роботам, объясняет социальный психолог Галина Солдатова: «Они выполняют первичную сортировку информации, поступающей в сознание: это хорошее, то – плохое».

Потому что нам кажется важным выразить свое отношение

Однако выражать свое отношение вовсе не обязательно. «Любая оценка – интерпретация, а интерпретация есть ложь, она по определению не равна объекту, – уверена Маргарита Жамкочьян. – Как только в беседе возникает оценка собеседника, она становится бессодержательной. Нам нужно учиться менять суждения, перестраивать их так, чтобы оценка – неважно, хорошая или плохая – не возникала». Даже если ребенок показывает вам рисунок, лучше не хвалить или критиковать его, а рассказать, что вы видите на нем, какие чувства он у вас вызывает.

Потому что, осуждая другого, мы можем им управлять

«Оценка – еще и инструмент власти, осуществления контроля, – напоминает Маргарита Жамкочьян. – По этой причине, например, школы никак не могут отказаться от отметок». Если же говорить шире, то слова «суждение» и «суд» – безусловно, родственные. И за нашим стремлением судить стоит еще и стремление ощутить свою власть и превосходство. «Однако если вместо констатации несходства мы принижаем личность другого, – предостерегает психоаналитик Норбер Шатийон (Norber Chatillon), – то извращаем оценку как важную функцию нашей психики».

P на эту тему
  •   

Psy like
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерСЕНТЯБРЬ 2017 №20137Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты