psyhologies.ru
тесты
текст: Подготовил Николай Проценко 

Почему у девочек проблемы с математикой

Существует стереотип о том, что девочки менее способны к математике (да и вообще к точным наукам), чем мальчики. Поэтому не стоит ожидать от них особых успехов по этим предметам. Так ли это и если да, то почему?
математика ФОТО Getty Images 

Недавнее исследование1 показало – скорее всего, мнение о математических способностях девочек не более чем так называемое «самоисполняющееся пророчество». То есть, когда общество (или семья) с детства внушают (прямо или неявно), что «математика – не женское дело», это может подорвать их уверенность в себе и сказаться на успеваемости.

Британский экономист Альмудена Севилья (Almudena Sevilla) и ее коллеги изучают, как культурные стереотипы о роли женщины в обществе влияют на успехи школьниц. Для этого ученые проанализировали оценки более чем десяти тысяч подростков. Все дети были из эмигрантских семей.

«Все ребята живут в одной стране и учатся в одинаковых условиях, однако их родители родились в других местах. Поэтому разница в успеваемости между мальчиками и девочками наверняка во многом будет зависеть от того, какие представления о равноправии (или наоборот, неравенстве) полов они впитали в семье. А эти представления, в свою очередь, зависят от особенностей культуры тех стран, откуда приехали родители», – говорит Альмудена Севилья.

«Успехи девочек в математике были напрямую связаны с тем, насколько развито равноправие полов на родине их родителей»

Оказалось, успехи девочек в математике были напрямую связаны с тем, насколько развито равноправие полов на родине их родителей (это оценивалось с помощью так называемого индекса гендерного неравенства (Gender Gap Index – GGI).

«В качестве примера страны, где гендерное равенство относительно не развито, можно привести Турцию. Девочки, у которых родители эмигрировали из этой страны, показывают заметно худшие результаты по математике по сравнению с мальчиками (тоже детьми эмигрантов из Турции). Наши данные показывают, что если бы ситуация с гендерным равенством в Турции улучшилась, результаты школьниц были бы не хуже, чем у их одноклассников», – говорит один из авторов исследования, экономист Наталья Нолленбергер (Natalia Nollenberger).

«Раньше мы точно не знали, почему девочки в среднем хуже успевают по математике – из-за того, что они считают, что этот предмет не нужен им для будущего или карьеры, или из-за убеждений вроде «математика – не женского ума дело»? Первая причина связана с общественными институтами, вторая – с системой ценностей. Наше исследование показало, что важную роль играют именно ценности», – добавляет экономист Нурия Родригес-Планас (Nuria Rodriguez-Planas). Впрочем, многое зависит и от родителей. Оказалось, влияние семьи значит как минимум не меньше (а то и больше), чем влияние общества.

1 N. Nollenberger et al. «The Math Gender Gap: The Role of Culture», American Economic Review, vol. 106, May 2016.
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье