Человек на лестнице
Фото
Getty Images

Книжные магазины заполнены изданиями типа «Как выучить 30 иностранных языков за полгода», «Как написать книгу за 3 месяца» и «Как похудеть на 20 кг без диет и спортивных нагрузок». Мы скупаем их тоннами, надеясь изменить и свою жизнь. Но так не выходит. Процент читателей, которые реально применяют чужой успешный опыт, ничтожно мал. Предлагаем разобраться почему.

Известный хеппи-энд

Книги пишут успешные люди — никому не придет в голову купить историю неудачника. Загвоздка в том, что заранее известный положительный исход искажает ситуацию. Трудности и лишения, которые преодолевает главный герой, кажутся закономерными — никто не обещал, что будет легко. Идея, что ради успеха нужно страдать, стала для нас привычной.

Энг Ли, режиссер фильма «Жизнь Пи», прежде чем пробиться в кинематограф, шесть лет не мог найти работу. Лауреат Нобелевской премии по литературе Габриель Гарсия Маркес заложил семейное имущество, чтобы дописать роман «Сто лет одиночества». Даже Ричард Брэнсон, один из самых богатых людей Великобритании, в юности потерпел череду неудач: его бизнесы были убыточными и создавали проблемы с законом.

Эти истории подтверждают популярное мнение: чтобы достичь результата, нужно много работать и страдать. Путь к цели всегда тернист, но жизнь обязательно вознаградит за труды. В рамках истории успеха все оправдано: брошенная учеба, развод с женой, подорванное здоровье.

Повторить чужой успех
Фото
Константин Амелин

Когда героями подобных историй становимся мы сами, все выглядит иначе. Никто не гарантирует хеппи-энда. Каждый день в нищете и неизвестности: «А если я так и умру бедным и незнаменитым? Мог бы спокойно сидеть в офисе, бумажки перекладывать…»

Эти мысли можно отгонять от себя и задвигать в самый дальний уголок сознания. Но пока вы не добьетесь реальных результатов, сомнения будут жить. Как в торговле на рынках Московской межбанковской валютной биржи: смотришь на графики за прошлые годы — и кажется очевидным, в какой момент нужно было покупать, а в какой продавать. Жаль, что в настоящем нельзя вызвать график из будущего и узнать, что делать. Также нельзя быть уверенным, что череда неудач обязательно приведет к успеху, как происходит в книгах.

Накопленные изменения

Повторить чужой успех
Фото
Константин Амелин

Люди с разным опытом по-разному проходят один и тот же путь. Истории из разряда «Я долго не могла похудеть, перепробовала кучу диет, и только вот эта дала результат» или «Я много лет искал себя, пока мне не попалась книга, которая перевернула мою жизнь» убеждают — для достижения успеха нужно поворотное событие. Мы обращаем на него внимание, недооценивая значение предшествующих.

Нил Доналд Уолш, автор бестселлера «Беседы с Богом», пережил череду ужасных событий: увольнение с работы, пожар, распад семьи, автокатастрофа. Трагедии изменили жизнь Уолша, и вскоре он написал книгу мудрости. Мы видим только печальные события, но не знаем главного. Нил с самого детства интересовался религией и много лет изучал теологию. Написание книги для него закономерно. Но нам кажется, что автора изменила именно трагедия.

Акцентировать внимание на одном событии — хорошо для сюжета и плохо для читателя. Книга, которая стала откровением и перевернула жизнь одного человека, может показаться посредственной для другого. У второго читателя нет жизненного опыта, который пережил первый человек. То же самое справедливо и для судьбоносных событий. Именитый режиссер в кафе заметил официантку и превратил ее в суперзвезду. Мы мечтаем, чтобы с нами произошло так же. Но оказавшись на месте счастливицы, мы получим совсем другие результаты. Нужно помнить об этом.

Ошибка выжившего

В статистике есть термин — «ошибка выжившего». Если выборка для исследования составлена некорректно, выводы тоже будут ошибочными. Во время Второй мировой войны специалисты изучали повреждения вернувшихся из боевых точек бомбардировщиков. Самые уязвимые места — крылья и хвост. Очевидно, что эти места нужно укрепить. Венгерский математик Абрахам Вальд удержал коллег от неверного решения: самолеты, получившие «несовместимые с жизнью» повреждения, с поля боя не вернулись. Ошибочно названные уязвимые места — самые сильные. Даже с повреждениями крыльев и хвоста самолеты вернулись домой.

Ошибка выжившего чаще всего встречается в сфере бизнес-образования. Нас учат управлять бизнесом на примере успешных компаний, хотя полезнее изучать деятельность «затонувших» конкурентов. Даже если в какой-то момент времени стратегия компании оказалась эффективной, это не означает, что она останется такой же в будущем.

Коммуникаторы Blackberry в середине 2000-х казались революционными. Производитель сосредоточился на безопасности данных, удобном наборе текста, длительном заряде батареи — и не прогадал. Через несколько лет Blackberry стали проигрывать айфонам и смартфонам на базе Android. Разработчики Blackberry не ожидали, что покупатели предпочтут большие сенсорные экраны вместо надежной батареи, и не успели подстроиться. За 5 лет компания потеряла 75% рыночной стоимости.

По данным Ассоциации молодых предпринимателей России, 90% новых компаний закрывается в первые 2–3 года работы. Начинающий предприниматель не обращает внимания на статистику. Вместо этого он концентрируется на примерах, в которых обстоятельства складываются наилучшим образом. У предпринимателя формируется неадекватное представление о вероятности успеха.

Недостоверные воспоминания

Неправильные прогнозы — полбеды. Хуже, что автор приукрасил действительность. Не намеренно. Дэниел Гилберт, профессор психологи из Гарвардского университета, в книге «Спотыкаясь о счастье» доказал: люди неправильно помнят прошлое. Во-первых, события не отпечатываются в памяти раз и навсегда, словно запись на кинопленке. Воспоминание, как пазл, каждый раз складывается в голове заново. Если мы узнаем что-то позже, это также может стать частью воспоминания незаметно для нас.

Во-вторых, человеку проще принять конкретную, пусть и тяжелую ситуацию, чем неопределенность. Дэниел Гилберт рассказывает о людях, которые называли «лучшим событием в жизни» такие ситуации, как несправедливый судебный приговор, публичное унижение или утрата способности самостоятельно передвигаться. Получается, воспоминания искажают не только факты, но и эмоциональное восприятие ситуации.

Повторить чужой успех
Фото
Константин Амелин

Вероятно, герои действительно извлекли уроки из тяжелых испытаний и пересмотрели взгляды на жизнь. Но воспоминания о тех событиях неадекватно отражают реальные реакции людей в эти моменты. Мы читаем истории тех, кто уволился с ненавистной работы, открыл бизнес, отправился в кругосветное путешествие, и вдохновляемся их эмоциями. Но если мы последуем их примеру, все окажется не так. Они писали книги, когда уже добились успеха. Это разные эмоции.

Если хотите узнать, как себя чувствует разорившийся бизнесмен, художник, у которого никто не покупает картины, или писатель, получивший разгромную рецензию на роман всей жизни, не ищите тех, кто когда-то сталкивался с подобным. Ищите тех, кто переживает это прямо сейчас.

Недооценка удачи

Мы привыкли воспевать роль упорства и трудолюбия. Но научные исследования доказывают — для успеха этого недостаточно. Дэниел Каннеман, лауреат Нобелевской премии по экономике, проанализировал статистику и выяснил, что прогнозы посредственных фондовых брокеров не уступают оценкам выдающихся специалистов. «Вы награждаете сотрудников просто за везение», — объявил Дэниел руководителям брокерских фирм.

То же самое справедливо для «гениальных» менеджеров высшего звена и «высокоэффективных» бизнес-моделей. Используя статистический анализ данных, Каннеман открыл глаза на механизмы успеха: мы склонны переоценивать значение отдельной личности и недооценивать роль элементарной удачи.

Извлекаем пользу

Слепо следовать за чужим историями — опасно и неразумно. Но и выбрасывать книги успешных людей из библиотеки не стоит. При правильном критическом подходе из историй можно извлечь пользу. Сформировать критическое отношение помогут следующие советы:

  • Приготовьтесь к неизвестности. В отличие от фильмов и книг жизнь не останавливается в момент успеха или провала. Любое из событий может обернуться неожиданными последствиями.
  • Реально оценивайте шансы. Неважно, пишете вы книгу или открываете бизнес, — найдите статистику. Узнайте, какой процент подобных предприятий становится успешными.
  • Выделяйте больше ресурсов. Интуитивно мы всегда представляем идеальные сценарии. На практике уходит в два раза больше времени, денег и других ресурсов.
  • Анализируйте комплексно. Если вам кажется, что кому-то крупно повезло, присмотритесь. За успехом может скрываться много невидимой работы.
  • Изучайте плохие примеры. Как работают успешные люди и компании, нам рассказывают со всех сторон. Обратите внимание на тех, кто потерпел поражение. Возможно, их действия отличались немногим.

Подробнее см. на сайте «Большие планы».