Девушка, выплескивающая краску из ведра
Фото
Getty Images

В нашей культуре характерно наказывать детей за проявление ярких эмоций, особенно агрессии. Ребенка поучают: «Не повышай голоса, когда говоришь со старшими, не возражай!» Часто запугивают для подавления эмоций: «Если не перестанешь обижать сестру, я вызову милиционера, и он тебя заберет». «Если ты будешь грубить бабушке, она заболеет, умрет, и ты будешь в этом виноват». «Если ты будешь кричать (плакать, капризничать), то останешься один, мы тебя бросим».

Угроза наказания, чувство вины, стыд, страх – способы устранения проявления ярких, истинных эмоций со стороны ребенка, запрет быть самим собой. Как результат, подавление прямого выражения эмоций, открытого, смелого, спонтанного взаимодействия. Невозможность самоутверждения, отстаивания своих чувств, убеждений. Проблемы в межличностном взаимодействии могут порождать отчуждение, депрессии, хроническое беспокойство, смену настроения, вспышки гнева, а также психосоматические заболевания и различные варианты зависимого поведения.

три стиля поведения

Существуют три стиля поведения во взрослой жизни, позволяющие не проявлять истинных чувств.

  1. Скрытый пассивный – поиск утешения и первичного удовлетворения потребности с помощью безликих материальных вещей (работа, алкоголь, наркотики, еда, телевизор, компьютер, игровые автоматы). Цель – оцепенение: забыться, отключиться от действительных, истинных эмоций и чувств, заменить суррогатными чувствами.
  2. Агрессивный – яркий цинизм. Люди – объекты для использования и манипуляций.
  3. Пассивный – постоянно носить маску отчаяния и неудачника.

Когда мы были детьми, то верили взрослым и подчинялись. Став взрослыми, мы сами себе объясняем целесообразность своих поступков и правильность выбранных стратегий поведения. Вот пять эмоционально разрушительных установок, запрещающих выражать свои чувства и мнения.

1. «Если я скажу ему, что я на самом деле чувствую, он не выдержит, он погибнет». Это утверждение базируется на представлении о хрупкости другого. Часто иллюзию хрупкости партнер специально поддерживает в целях сохранения ситуации. Такая хрупкость – манипуляция. Аналог детских страшилок, которыми манипулируют детьми: «Будешь шуметь, бабушка не выдержит и умрет».

2. «Если я дам волю своим чувствам, то потеряю контроль над собой. Гневаться вредно и бессмысленно». Действительно, долгое время накапливать гнев и раздражение вредно – когда плотина рушится, эффект сокрушителен. Вот почему конструктивнее высказывать свое мнение открыто, не скрывая и не накапливая обид, предлагая обоюдный, открытый диалог.

3. «Такое поведение неприлично». Это утверждение перекликается с мифами о женщине. Роль добропорядочной женщины (матери, жены) запрещает такое поведение «не леди». Если реальная личность тяготится запретами роли, если подлинные чувства иные, то что будет более разрушительным для личности женщины? Выражение чувств или психосоматические заболевания? Здоровье или болезнь? Жизнь или смерть?

Право иметь свои чувства и выражать их

Альфрид Лэнгле

«Эмоции и экзистенция»

Непросто понять свои чувства – порой наш страх, гнев или радость настолько сильны и неуправляемы, что подавляют рассудок, а порой так слабы и неявны, что мы не решаемся им довериться.

4. «Если я раскрою истинные чувства, меня отвергнут». Страх остаться в одиночестве, стать изгоем, белой вороной. Детские страхи – «будешь так себя вести, мы от тебя откажемся, отдадим милиционеру, чужому дяде».

5. «Я боюсь, что окружающие сделают в ответ». В правдивом, искреннем поведении существует определенный риск. Вопрос выбора и ответственности за выбор. Полезно практиковать открытые, правдивые взаимоотношения с близкими людьми, членами семьи, родственниками, друзьями.

полезные упражнения

1.«Я так боюсь, а многие этого не боятся»

Задача в том, чтобы обнаружить в себе «зоны страха» – вещи, которых вы боитесь, хотя многие люди этого не боятся. Попробуйте выстроить применительно к себе фразу по следующему шаблону: «Я боюсь... хотя многие люди этого не боятся». Задача – найти в себе минимум 3 страха.

А теперь попробуйте разобраться, какие из них обоснованны, рациональны, а какие – абсолютно нерациональные, «детские». Например, действительно имеет смысл бояться оголенных электрических проводов или ядовитых змей, но бывают страхи и менее рациональные, например, страх критики, страх успеха, страх задать вопрос преподавателю, начальнику.

2.«Я не боюсь, а многие боятся»

Задача в том, чтобы обнаружить свои «зоны смелости» – найти такие действия, совершить которые вы не боитесь, хотя многие люди этого боятся. Попробуйте выстроить применительно к себе фразу по следующему шаблону: «Я не боюсь... хотя многие люди этого боятся». Задача – произнести минимум три подобные фразы. Например: я не боюсь вида крови, хотя многие боятся; я не боюсь высоты, хотя многие боятся, и так далее.

3.Отгадай чувство

Для выполнения этого упражнения нужно минимум три человека – можно проделать его вместе с детьми, друзьями, коллегами. Сначала участники называют каждый по пять чувств: страх, ярость, радость, печаль, гордость, ревность, меланхолия, обида, зависть… И пишут их на карточках разноцветными фломастерами. Карточки раздаются участникам, и они по очереди стараются без слов показать, как выглядит человек, испытывающий чувство, написанное на карточке. Задача остальных – назвать испытываемое чувство «по имени». Затем обсудите, что было легче – изображать или отгадывать чувства? Какие чувства изображать легче – положительные или отрицательные?

Старайтесь напоминать себе как можно чаще.

  • Я имею право на любые чувства – как позитивные, так и негативные. Я принимаю чувства такими, какие они есть, не гоню их от себя.
  • Никто лучше меня не знает моих чувств.
  • Чувства, возникшие по отношению к другим, лучше выразить в диалоге с их непосредственным участием.
  • Мой авторитет не страдает, если я говорю о своих чувствах.
  • Выражение позитивных чувств ни к чему не обязывает.
  • Не следует смешивать позитивные и негативные чувства. Их разумнее разделить во времени. Похвала со злобным выражением лица только дезориентирует партнера по общению.
  • Я принимаю и ценю похвалу окружающих. Они делают это для меня.

4.«Что я сейчас чувствую»

Попробуйте как можно точнее назвать чувство, которое вы сейчас чувствуете. Постарайтесь довести чувство до максимума – изобразить его в преувеличенной, можно даже гротескной форме. Затем подробно опишите ваше чувство.

5.«Чувство плюс поведение»

Выберите любое чувство и постройте фразу, в которой вы открыто скажете вашему партнеру по общению (мужу, ребенку, другу, коллеге и т.д.) о своем чувстве, а затем точно опишете поведение, которое его вызвало.

Подробнее см. И. Малкина-Пых «Виктимология. Психология поведения жертвы» (Эксмо, 2010).