psyhologies.ru
тесты
текст: Елена Шевченко 

«Телевизор – отражение нашего коллективного бессознательного»

Мнения разделились. Кто-то называет телевизор «зомбоящиком» и предпочитает не смотреть вовсе, а кто-то смотрит (слушает) не отрываясь, с утра до вечера, ждет аналитических и информационных передач, верит каждому слову. Почему отношение к телевидению сегодня настолько неоднозначно? Выясняем с юнгианским аналитиком Татьяной Ребеко.
alt
Psychologies: : Даже
Татьяна Ребеко Татьяна Ребеко: Отчасти я согласна с теми, кто называет информационный телевизионный поток средством зомбирования. Дело в том, что просмотр телепередач – это не активный поиск информации, а ее пассивное потребление. Мы не можем пролистать программу, монолог ведущего или спикера, даже если с первых минут понимаем, что он говорит то, с чем мы не очень-то согласны. Мы вынуждены смотреть и слушать. Другое дело, если человек, к примеру, листает книгу, журнал, просматривает новости в интернете или даже запись ТВ-передач. Как только начинается то, что ему неинтересно, уже известно или кажется сделанным, смонтированным, фальшивым, он может это быстро пролистать, просмотреть по диагонали, составить свое мнение и отложить в сторону. Однако далеко не все готовы активно участвовать в поиске, многим достаточно пассивного заглатывания подаваемой информации.
Psychologies: Поэтому ТВ нельзя просто выключить?
Т. Р.: 

Выключить, не смотреть, отказаться, найти что-то другое – все это значит «быть активным». Но чтобы быть активным, требуется больше интеллектуальных усилий. Пассивное заглатывание намного проще – на человека капает нечто, как дождь с неба. Что-то он впитывает, остальное стекает... Сделаны ТВ-передачи качественно и профессионально, поэтому от них очень трудно отказаться. Темы выбираются злободневные, каждый сюжет – отдельный кусочек, маленькая частичка бесконечного спектакля. Зрителя подхватывают на крючок: он услышал начало и хочет знать продолжение. К примеру, выступает гость, в нужный момент и в нужном месте его прерывает ведущий, сюжет обрывается и следует другой, который мы смотреть бы не стали, если бы нас не держал предыдущий интерес. На этом принципе построены все детективные сюжеты и сказки: читатель сидит на крючке бесконечного «а вот»…

В рекламе, кстати, эти механизмы отточены до совершенства. Выдается некий повторяющийся сюжет, часто рифмованный, который запоминается помимо нашего желания. И в том и в другом случае срабатывает механизм бессознательного запечатления – прайминг.

alt
Psychologies: А понятия, которые используются – всемирное зло, внешний враг, – тоже играют свою роль?
Т. Р.: 

Всемирное зло – вещь безусловно действующая. Общий (или внешний) враг придает ценность собственному величию, превосходству, подпитывает нарциссизм, значимость собственного «Я». Пусть оно будет фальшивым, но тем не менее плечи расправляются.

Psychologies: Откуда берется пассивность, о которой вы говорите?
Т. Р.: 

Так проще выживать. Потому что сделать по большому счету никто ничего не может (и/или страшно), и это состояние беспомощности и страха порождает общий психологический ступор, когда понижается функционирование всех систем. Восприятие, память, мышление, речь – все психологические механизмы переходят в базовое, примитивное состояние, благодаря которому становится возможно выживать. Примитивным червячкам в природе гораздо проще, чем высокоорганизованным слонам.

Psychologies: Отчасти страх проявляется в том, что люди не хотят перемен, предлагают «не раскачивать лодку»?
Т. Р.: 

Конечно. Страх парализует, заставляет замереть и сидеть тихо. Появляются мысли: «на нашу жизнь хватит», «подтянем пояса». Быть активным, идти вперед, вступать в конкуренцию – все это адресовано к зрелому «Я». Если его у человека нет, это вызывает опасение и страх, поэтому, конечно, проще, намного проще, чтобы не было конкуренции, все жили одинаково. Как в Северной Корее. У всех одинаковые рубашки и одинаковые ручки в карманах. А те, кто очень хорошо работает, получают две шариковые ручки. И нет никаких проблем. Если же у кого-то появляется что-то иное, возникает зависть. И тема зависти будет очень сильна в ближайшее время.

Psychologies: Вы смотрите телевизор?
Т. Р.: 

Иногда. Обычно я включаю его, чтобы посмотреть, что происходит с коллективным бессознательным. Ведь все, что мы видим на экране, – это показатель того, что творится в стране. По передачам, «врагам», «друзьям» можно проследить за тем, куда мы движемся. С одной стороны, я провожу этот анализ как заинтересованное лицо: мне важно знать, что будет дальше со страной, в которой я живу. С другой, мой интерес можно назвать профессиональным, ведь методы, которые я использую, – это психотерапия в чистом виде: по сюжетам, как по сновидениям, я могу трактовать, что происходит с «клиентом», который в данном случае – вся страна.

Psychologies: Каковы ваши прогнозы?
Т. Р.: 

Возможно, мы стоим на пороге сильных потрясений. Пассивность не может длиться долго. А чтобы выбить человека из состояния пассивности, по мнению Карла Юнга, нужен сильный стресс, взрыв. Произойдет глобальная катастрофа – вот тогда все проснутся и перестанут смотреть телевизор. Женщины возьмут в руки веники и тряпки, а мужчины лопаты и гвоздодеры.

читайте такжеКаждое испытание дает шанс стать сильнее
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.


Лично мне кажется, интернет ни в коем разе нельзя превозносить над телевизором). По степени негативного эффекта они как минимум стоят на одной ступени..Я же все более склоняюсь к мысли, что интернет намного хуже. Я заметила, что совершенно не важно, насколько интеллектуальный/независимый/и т.д. сайт - его цель состоит в том, чтобы не только подцепить человека на «крючок», но и вызвать определенную зависимость, чтобы он каждый день/неделю возвращался "проверить новенькое". Ведь, для многих сайтов посещаемость - один из первичных средств заработка. Если разобраться, в интернете "крючков" пруд пруди - и не только в визуально преподнесенной информации (видео), но и статьи, форумы, чаты (второстепенные крючки)...Особо опасными «крючками» являются ссылки-приманки(первостепенные крючки))))). Ведь, ссылка-приманка должна зацепить лишь состоя из картинки и небольшого заголовка (а иногда и просто пары слов), в отличие от 10-60 сек передачи (по объему воздействующей информации больше в разы). Поэтому именно в интернете искусство зацепки и воздействия на психологию людей применяется на самом высшем уровне. Интернет кишит заголовками-завлекаловками и ссылками-приманками – человек только хочет выйти, как вдруг взор падает на что-то еще интересное. В статье также говорится о том, что при просмотре телевизора зритель пассивен и вынужден досматривать до конца. Более того, он не может заставить себя выключить его. Однако усилия, которые требуются для того, чтобы отойти от телевизора абсолютно равноценны тем, которые необходимы для отключения интернета – это очевидно)). Бесконечная, безграничная трясина информации - именно так я бы охарактеризовала интернет. Это намного более страшный враг, чем телевизор.
Psy like0
новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье