psyhologies.ru
тесты
PSYCHOLOGIES №3

Вопрос эксперту: «Почему у меня пропал интерес к чтению?»

«Раньше читала много и с интересом, а сейчас не могу подступиться ни к одной книге...» Почему пропал интерес к чтению и как вернуть его обратно? Мнение психотерапевта Екатерины Михайловой.
Женщина читает книгу ФОТО Getty Images 

«У меня очень серьезная проблема. Полгода назад я поняла, что у меня пропадает интерес к чтению. Раньше я могла читать абсолютно все, что попадет под руку, а сейчас нужно читать «Войну и мир», а я не могу. Скорость чтения снизилась буквально до 15 страниц в час, а раньше я могла и 100 страниц за час «проглотить». Это при том, что в четыре года я сама изъявила желание научиться читать. И много лет подряд я читала все, что привозил для меня папа. В 5-7 классах русский и литературу преподавала замечательная учительница, книги читал весь класс без исключения. Все уважали педагога и ее литературный вкус (часто она давала книги для внеклассного чтения не по программе, а свои любимые, естественно соответствующие нашему возрасту и интересам). В 8 классе я переехала в другой город. Русский и литературу стала вести другая женщина, с которой у нас сразу возник конфликт: она считала, что моих знаний недостаточно, чтобы поставить мне «пять». И на уроках литературы она не рассказывала ничего про интересные книги или про жизнь писателей. Я просто перестала ее уважать. В 9 классе отношения с ней более-менее наладились, я стала «дотягивать» до недосягаемой ранее «пятерки». Началась усиленная подготовка к ГИА. И в апреле-мае я подошла к ней с вопросом (на самом деле потому что мне больше не к кому было обратиться): «Н.Ю., я перестала читать. Почти совсем. Уже даже делаю орфографические ошибки, чего раньше не наблюдалось. Что мне делать?» «Саша, просто скоро экзамены. Я уверена, что это из-за нервного перенапряжения. После экзаменов это обязательно пройдет». Но уже прошло полтора месяца! И ничего не меняется, а может, даже стало хуже. Так почему же пропал интерес? И главное: что с этим делать? Я очень хочу прочитать некоторые книги, чтобы набраться личного опыта и составить мнение о великом произведении».

Александра, 16 лет

пройдите тесты

Прокрастинация: на что уходит время вашей жизни?

Екатерина Михайлова, психотерапевт:

«Вы в растерянности и не понимаете, что случилось: как девочка, всегда читавшая запоем, утратила интерес к чтению – и что с этим делать. Давайте подумаем о природе этого интереса. Возможно, что-то поймем и про его возвращение, ведь это для вас важно. Итак, вы рано и сами захотели научиться читать, много лет подряд читали все, что привозил папа. Потом у вас была прекрасная учительница, при которой читал весь класс. Смотрите: первые лет десять вашего читательского опыта прошли под покровительством важных для вас людей, подбиравших круг чтения и умевших им увлечь. А дальше – переезд, другая школа, напряженные отношения с новой «литературницей», весь восьмой класс прошел для вас в этой борьбе, к девятому вы заработали не только пятерку, но и другое к себе отношение. Но тем временем интерес к чтению растаял, а скорость сильно снизилась, как будто источник «читательского драйва» иссяк. Мне кажется, случилось вот что: когда-то вы читали при поддержке и с одобрения старших, и это было классно. Между прочим, не вы одна: в старой школе читали все. Так устроено, что до поры до времени мы нуждаемся в руководстве и поддержке своих интересов: в каком-то смысле, учимся для учителей и родителей. В восьмом классе вам непременно нужно было доказать, что вы – «сильная ученица», как говорили в школе в мое время (может, и теперь говорят). Это совсем другая история и другой мотив – не увлеченности предметом, а зарабатывания высокой оценки и серьезного к себе отношения.

читайте такжеЧтение как часть жизни

Получилось, доказали. Фигура «старшего читателя» сильно изменилась, это уже не вдохновляющий покровитель, а строгий экзаменатор, пусть даже и благосклонный. А без этого «старшего читателя» вы пока еще обходиться не научились, поэтому образовалась своего рода пустота. Мне кажется, что в свой черед вы станете хорошим самодостаточным «человеком читающим», но это будет не возвращение прежнего интереса, а что-то другое. Пока это «другое» подрастает, а вы приходите в себя после экзаменов, подумайте о том, как обзавестись кругом общения, который состоял бы из читающих сверстников или людей чуть постарше. Обсуждать прочитанное и подбрасывать друг другу хорошие книжки можно ведь не только с учителями, это одно из пожизненных удовольствий «человеков читающих». А если в вашем классе на эти темы говорить не принято и народ озабочен только результатами экзаменов, собеседники найдутся в других городах и даже странах. Почему бы не основать виртуальный Клуб молодых книгоедов? Можно даже сделать вашу бывшую учительницу его почетным председателем, если уж на то пошло».

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье