Екатерина Михайлова
Член международной Ассоциации групповой психотерапии и групповых процессов (IAGP)

У меня очень серьезная проблема. Полгода назад я поняла, что у меня пропадает интерес к чтению. Раньше я могла читать абсолютно все, что попадет под руку, а сейчас нужно читать «Войну и мир», а я не могу. Скорость чтения снизилась буквально до 15 страниц в час, а раньше я могла и 100 страниц за час «проглотить». Это при том, что в четыре года я сама изъявила желание научиться читать. И много лет подряд я читала все, что привозил для меня папа.

В 5-7 классах русский и литературу преподавала замечательная учительница, книги читал весь класс без исключения. Все уважали педагога и ее литературный вкус (часто она давала книги для внеклассного чтения не по программе, а свои любимые, естественно соответствующие нашему возрасту и интересам). В 8 классе я переехала в другой город. Русский и литературу стала вести другая женщина, с которой у нас сразу возник конфликт: она считала, что моих знаний недостаточно, чтобы поставить мне «пять». И на уроках литературы она не рассказывала ничего про интересные книги или про жизнь писателей. Я просто перестала ее уважать.

В 9 классе отношения с ней более-менее наладились, я стала «дотягивать» до недосягаемой ранее «пятерки». Началась усиленная подготовка к ГИА. И в апреле-мае я подошла к ней с вопросом (на самом деле потому что мне больше не к кому было обратиться): «Н.Ю., я перестала читать. Почти совсем. Уже даже делаю орфографические ошибки, чего раньше не наблюдалось. Что мне делать?» «Саша, просто скоро экзамены. Я уверена, что это из-за нервного перенапряжения. После экзаменов это обязательно пройдет». Но уже прошло полтора месяца! И ничего не меняется, а может, даже стало хуже. Так почему же пропал интерес? И главное: что с этим делать? Я очень хочу прочитать некоторые книги, чтобы набраться личного опыта и составить мнение о великом произведении.

Александра, 16 лет


Вы в растерянности и не понимаете, что случилось: как девочка, всегда читавшая запоем, утратила интерес к чтению — и что с этим делать. Давайте подумаем о природе этого интереса. Возможно, что-то поймем и про его возвращение, ведь это для вас важно. Итак, вы рано и сами захотели научиться читать, много лет подряд читали все, что привозил папа. Потом у вас была прекрасная учительница, при которой читал весь класс.

Смотрите: первые лет десять вашего читательского опыта прошли под покровительством важных для вас людей, подбиравших круг чтения и умевших им увлечь. А дальше — переезд, другая школа, напряженные отношения с новой «литературницей», весь восьмой класс прошел для вас в этой борьбе, к девятому вы заработали не только пятерку, но и другое к себе отношение. Но тем временем интерес к чтению растаял, а скорость сильно снизилась, как будто источник «читательского драйва» иссяк.

Мне кажется, случилось вот что: когда-то вы читали при поддержке и с одобрения старших, и это было классно. Между прочим, не вы одна: в старой школе читали все. Так устроено, что до поры до времени мы нуждаемся в руководстве и поддержке своих интересов: в каком-то смысле, учимся для учителей и родителей. В восьмом классе вам непременно нужно было доказать, что вы — «сильная ученица», как говорили в школе в мое время (может, и теперь говорят). Это совсем другая история и другой мотив — не увлеченности предметом, а зарабатывания высокой оценки и серьезного к себе отношения.

Получилось, доказали. Фигура «старшего читателя» сильно изменилась, это уже не вдохновляющий покровитель, а строгий экзаменатор, пусть даже и благосклонный. А без этого «старшего читателя» вы пока еще обходиться не научились, поэтому образовалась своего рода пустота. Мне кажется, что в свой черед вы станете хорошим самодостаточным «человеком читающим», но это будет не возвращение прежнего интереса, а что-то другое.

Пока это «другое» подрастает, а вы приходите в себя после экзаменов, подумайте о том, как обзавестись кругом общения, который состоял бы из читающих сверстников или людей чуть постарше. Обсуждать прочитанное и подбрасывать друг другу хорошие книжки можно ведь не только с учителями, это одно из пожизненных удовольствий «человеков читающих».

А если в вашем классе на эти темы говорить не принято и народ озабочен только результатами экзаменов, собеседники найдутся в других городах и даже странах. Почему бы не основать виртуальный Клуб молодых книгоедов? Можно даже сделать вашу бывшую учительницу его почетным председателем, если уж на то пошло.