psyhologies.ru
тесты
текст: Георгий Татевосов 

Чем помочь детям? Только разговорами

Родители часто не имеют представления о том, как проходит жизнь их детей. В очередной раз убедившись в этом, они спрашивают себя: «Мой ребенок счастлив?», «Чего он хочет, о чем мечтает», «Кто эти странные друзья, которые вчера провожали ее до дома?». И главное – как нам поговорить по душам?
Дети с родителями ФОТО Getty Images 

Лоуренс Коэн (Lawrence Cohen) – психолог и консультант из Бруклина, автор книг «Игра и родительство» («Playful parenting», Ballantine Books; 2002) и «Анти-тревога» («The Opposite of Worry», Ballantine Books, 2013).

Это вообще одна из главных загадок родительства: с кем находится и чем занят ребенок, когда он не с нами? Иногда нам безумно интересно. Иногда мы предпочли бы ничего об этом не знать. «В любом случае, важно понимать, – настаивает детский и подростковый психолог Лоуренс Коэн (Lawrence Cohen), – что в жизни ребенка, как и в любой другой, бывает всякое – и хорошее, и плохое».

Родителям, которым очень хочется играть большую роль в жизни своих детей, стоит обратить внимания на результаты недавнего исследования детского поведения. Психологи спросили детей: «Как взрослые могут вам помочь в ваших отношениях с друзьями?» Ответ был неизменным и обескураживающим. «Никак», – говорили дети. Но когда вопрос задали по-другому: «Чем вам когда-нибудь помогали взрослые?» – ответ оказался совершенно другим. «Меня выслушали», – сказали большинство опрошенных.

читайте также

Уроки материнской любви

Раз ученые рекомендуют слушать, станем слушать. Но как подтолкнуть детей к откровенному разговору об их жизни и об их друзьях?

В случае с младшеклассниками Лоуренс Коэн предлагает родителям начать с самых общих вопросов: «Чем увлекаются твои друзья? Много ли вы вместе дурачитесь и играете? Нет ли кого-то, с кем вы играть не хотите?» Расспрашивая ребенка про друзей, а не про него самого, вы позволяете ему поговорить о своем положении и о его школьной жизни, не превращая разговор в допрос.

Дети, которые учатся в средней школе, испытывают, по словам Лоуренса Коэна, сильнейшую потребность в «чувстве локтя» (принадлежности к какой-либо группе), с одной стороны, но также очень часто переживают чувство отвергнутости и одиночества: «Никто не хочет со мной дружить – и не надо, мне и одному неплохо». Хорошим способом здесь может стать рассказ о какой-нибудь смешной и постыдно-нелепой истории из вашего отрочества – она рассмешит ребенка и даст ему почувствовать, что он не единственный, с кем приключались стыдные и неприятные вещи.

читайте также

Время с детьми: меньше, но лучше?

Старшеклассникам же будет значительно легче, если у них будет несколько кругов общения – тогда, если в одном из них ребенок поссорится с друзьями, он не останется в полном одиночестве. Поэтому стоит поощрять детей вступать в спортивные секции, кружки по интересам или волонтерские организации – пусть у вашего ребенка будет больше одного места, где он регулярно бывает и общается со сверстниками. Кроме того, хотя центр притяжения в жизни старшеклассников и смещается в сторону друзей, родителям стоит поддерживать и оберегать «семейное время» – время, которое вся семья проводит в общении. По словам Лоуренса Коэна, как и в случае с младшеклассниками, для семейных бесед хорошо подойдут общие вопросы: «Как дела в школе? Что ты думаешь о…? Чем вы сегодня занимались?» Ведь семнадцатилетним ничуть не меньше семилетних нужно знать, что у них есть надежная, чуткая и понимающая семья за спиной.

Подробнее см. на сайте издания The Time.

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье