Первое впечатление: только доля секунды, чтобы понравиться

Наши первые мысли при виде незнакомца — «Могу я доверять этому человеку?» и «На что он способен?». От 80 до 90% нашего первого впечатления зависят именно от того, какие ответы мы сами себе даем на эти два вопроса.

Все мы думаем, что решающий фактор при приеме на работу — наша компетентность, и потому при личной беседе стараемся убедить будущего руководителя в своем профессионализме. А между тем место достается не всегда лучшему специалисту.

Почему? Если вы не вызвали доверия, люди, как правило, воcпринимают вашу компетентность… негативно, как угрозу. Чтобы ваш профессионализм имел какое-то значение, люди должны вам доверять. К такому неожиданному выводу пришла Эми Кадди, социальный психолог из Гарвардской бизнес-школы, после десяти лет изучения вопроса о том, как мы производим первое впечатление.

Только когда нам доверяют, наши сильные стороны превращаются из потенциально угрожающих безопасности собеседника в наши достоинства, то, что придает нам ценность. Самое интересное, что вывод о надежности собеседника делается за 0,1 секунды, и если времени на обдумывание будет гораздо больше, он все равно не изменится1.

Что играет против нас, а что в нашу пользу

Так как первое впечатление складывается всего за несколько секунд, очень важно контролировать, как вы себя ведете именно в эти первые минуты знакомства.

Позвольте вашему собеседнику заговорить первым. Пусть он ведет, а вы поддерживаете беседу. Задавайте хорошие вопросы (не забывая о том, что главное сейчас не компетентность, а доверие!), но хорошие — это значит уточняющие и поддерживающие собеседника. Если вы захватите инициативу с первых же минут разговора, вас сочтут агрессивным и подавляющим, и это скорее сыграет против вас. Доверие и теплота появляются тогда, когда люди чувствуют, что их понимают, а для этого нужно поделиться многим.

Активное слушание. Известный всем термин на самом деле не так-то прост: вы должны слушать, что говорит собеседник, а не планировать в уме, что вы сейчас скажете сами. Если вы не пытаетесь понять, что содержится в словах вашего собеседника, и не задаете ему вопросы о нем самом, — вы не беседуете.

Вы не должны: заканчивать за него фразу, едва он начал говорить; перебивать, не дав ему закончить рассказ; радостно вскакивать посредине его монолога с готовым решением его проблемы. Это в человеческой природе — стремиться помочь, но со стороны это выглядит, словно вы говорите собеседнику: «Я понял, теперь можешь остановится. Я знаю лучше!» И это разрушает доверие.

Спрячьте телефон. В наше время это очень благородный и красивый жест — взглянув в глаза собеседнику, убрать с глаз долой телефон. Вы как будто говорите — теперь я ваш всецело, и я весь внимание.

Используйте позитивный язык тела. Если ваши жесты, выражение лица и тон вашего голоса позитивны, люди к вам потянутся. Если ваш голос вселяет энтузиазм, руки не скрещены и вы слегка наклоняетесь к собеседнику — этого достаточно. И это не так уж сложно. Это вообще, прямо скажем, банально. Не забывайте улыбаться и смотреть в глаза. Потому что мы все-таки это не делаем.

Маленькая беседа: всего пять минут приятной чепухи творят чудеса. Деловые встречи после приятного обмена любезностями идут результативнее, хотя для непосвященных они остаются пустой тратой времени. А весь секрет в том, что это именно пять первых минут, и в том, что эта чепуха приятная. В переводе: за пять минут, отведенных нам природой на то, чтобы произвести первое впечатление, вы производите впечатление милого, безобидного и безопасного человека. Значит, вам можно доверять.

Избегайте негативных отпечатков в его эмоциональной памяти. У каждого человека есть «эмоциональная память» — так считает Ричард Уайзман, написавший книгу «59 секунд». Если вы всякий раз склоняетесь к обсуждению негативных происшествий или осуждению чьих-то поступков, ваш образ также будет ассоциироваться с ними. А если вы оставляете в памяти собеседника позитивное впечатление о себе, избегая негатива, это создает «позитивный отпечаток в его памяти», и все ваши дальнейшие действия будут априори восприниматься им позитивно.

Хорошее впечатление создают маленькие неприметные вещи. И как ни странно, они же вызывают к нам доверие.



1 J. Willis, A. Todorov «First Impressions Making Up Your Mind After a 100-Ms Exposure to a Face», Psychological Science, 2006, July 17.