psyhologies.ru
тесты
текст: Николай Проценко 

Как подчиненные воспринимают юмор начальника

Считается, что доброжелательные шутки руководства улучшают атмосферу в коллективе, а «злые» или едкие замечания вызывают недовольство. Однако новое исследование показало, что все зависит от отношений, которые складываются у начальства с подчиненными.
Женщина высунула язык ФОТО Getty Images 

Об этом стало известно благодаря новому исследованию ученых из Миссурийского университета. Их выводы таковы: отношения, которые сложились в трудовом коллективе, гораздо больше влияют на то, как подчиненные будут воспринимать шутки начальства, чем то, какие именно шутки оно предпочитает – доброжелательные или не очень.
«Считается, что руководитель может позволить себе лишь добродушные шутки, которые никого не задевают и не обижают, а «злой» юмор, который может восприниматься как агрессивный или оскорбительный, лидеру не подобает, – говорит Кристофер Роберт (Christopher Robert), доцент отделения менеджмента в Бизнес-колледже имени Роберта Ж. Трюласке-старшего при Миссурийском университете. – Наше исследование показало, что эффект от шуток зависит в первую очередь от того, какие отношения сложились у начальника с подчиненными. Когда они налажены, любые шутки начальника – добродушные и не очень – скорее всего, будут производить хорошее впечатление на сотрудников, что в итоге повысит их удовлетворенность работой. Если же отношения не заладились, не поможет даже самый доброжелательный юмор. В такой ситуации любые попытки начальника пошутить в итоге снизят условный показатель удовлетворенности работой у подчиненных».

пройдите тесты

Умеете ли вы смеяться над собой?

Кристофер Роберт проводил исследование совместно с Тимоти Данне (Timothy Dunne), доцентом отделения менеджмента в Государственном университете Среднего Теннесси, и Джойс Юн (Joyce Iun) из Китайского университета Гонконга. Они составили две анкеты: одна для начальников, вторая – для подчиненных. С их помощью исследователи опросили 70 руководителей и 240 подчиненных в 54 организациях.
«Руководителям, которые не привыкли шутить с подчиненными, но хотят попробовать, можно посоветовать трезво оценить, какие отношения им удалось выстроить с сотрудниками. Если хорошие отношения уже налажены, юмор – неважно, доброжелательный или нет – скорее всего, будет способствовать их дальнейшему укреплению. Однако не стоит полагаться на юмор при выстраивании отношений с нуля. Для этого лидеру важнее уметь не допускать взаимного непонимания и несправедливого обращения, а также наладить эффективную обратную связь с коллективом», – говорит Кристофер Роберт.

читайте также

О чем говорят наши шутки

При этом он добавляет, что даже самые лучшие отношения руководителя с сотрудниками не означают, что дозволены любые, даже неуместные и оскорбительные шутки. Расистский или сексистский юмор может быть воспринят подчиненными в штыки, как бы хорошо они ни относились к начальнику. Постоянные «злые» шутки и насмешки также могут, в конце концов, начать отрицательно сказываться на атмосфере в коллективе.

Подробнее см. С. Robert et al. «The impact of leader humor on subordinate job satisfaction», Group & Organization Management, August 2015.

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье