текст: Алина Никольская 
PSYCHOLOGIES №15

Эпоха «я» или эпоха «мы»?

Мы так устали от коллективизма, что впали в противоположную крайность, став ярыми индивидуалистами. Возможно, пришло время найти баланс, признав, что у нас есть потребность в других?
Эпоха «я» или эпоха «мы»?

Одиночество стало, по мнению социологов, серьезной общественной проблемой. Еще в начале 2010-х по опросам ВЦИОМ одинокими называли себя 13% россиян. А в 2016 году уже 74% признавались, что им не хватает настоящей, на всю жизнь, дружбы, 72% не доверяли окружающим. Это данные по всей России, в мегаполисах проблема еще острее.

Жители больших городов (даже те, у кого есть семья) чувствуют себя более одинокими по сравнению с жителями малых. Причем женщины более одиноки, чем мужчины. Ситуация тревожная. Самое время вспомнить, что все мы – общественные животные, и для нас общение – не просто способ избежать скуки, но основополагающая потребность, условие выживания.

Наше «Я» может существовать только благодаря другим, которые его сопровождают, помогают ему сформироваться. Не потому ли развитие технологий приводит к появлению новых форм взаимосвязи: создаются социальные сети, увеличивается число форумов по интересам, развивается волонтерское движение, низовая благотворительность, когда мы всем миром сбрасываемся, «кто сколько может», чтобы помочь попавшим в беду.

Нарастание депрессии, ожесточенности, растерянности в обществе — признаки «усталости быть собой», а также истощения «Я», которое слишком верило в свое всемогущество

Возможно, на смену эпохе, когда главным было «я, мое», приходит время, где главенствует «мы, наше». В 1990-е годы в сознании россиян стремительно утверждались ценности индивидуализма. В этом смысле мы догоняли Запад. Но прошло меньше двадцати лет, и мы пожинаем плоды общего кризиса: нарастание депрессии, ожесточенности, растерянности.

Все это, пользуясь определением социолога Алена Эренберга, признаки «усталости быть собой», а также истощения «Я», которое слишком верило в свое всемогущество. Бросаться ли нам в прежнюю крайность? Или искать золотую середину?

Эпоха «я» или эпоха «мы»?

Наше «я» не автономно

Вера в «Я», которому никто не нужен, чтобы существовать, наслаждаться, думать, созидать, прочно укоренилась в наших умах. Недавно в Facebook один пользователь спорил с тем, что стиль управления влияет на благополучие сотрудников компании. «Мне-то никто не может помешать быть счастливым, если я так решил», – написал он. Какая иллюзия: воображать, что наше состояние совершенно не зависит от окружающей среды и людей вокруг!

С момента рождения мы развиваемся под знаком зависимости от других. Младенец – ничто, если его не держит на руках мать, как любил повторять детский психоаналитик Дональд Винникотт. Человек отличается от других млекопитающих: чтобы полноценно существовать, ему нужно быть желанным, нужно, чтоб о нем помнили и думали. И всего этого он ждет от множества людей: семьи, друзей…

Наше «Я» несамостоятельно и не самодостаточно. Нам нужны слова другого человека, взгляд со стороны, чтобы осознать свою индивидуальность

Наши мысли, способ бытия формируются окружением, культурой, историей. Наше «Я» несамостоятельно и не самодостаточно. Нам нужны слова другого человека, взгляд со стороны, чтобы осознать свою индивидуальность.

Взрослый и маленький ребенок стоят перед зеркалом. «Видишь? Это ты!» – взрослый указывает на отражение. И ребенок смеется, узнавая себя. Мы все проходили этот этап, который психоаналитик Жак Лакан назвал «стадией зеркала». Без него развитие невозможно.

Эпоха «я» или эпоха «мы»?

радости и риски общения

Тем не менее нам требуется иногда побыть наедине с собой. Мы любим моменты уединения, они располагают к мечтательности. Кроме того, умение переносить одиночество, не впадая в тоску или беспокойство, – признак психического здоровья. Но наше наслаждение одиночеством имеет пределы. Те, кто удаляется от мира, устраивает себе длительную уединенную медитацию, уходит в одиночное морское плавание, довольно быстро начинают страдать от галлюцинаций.

Это подтверждение того, что, какими бы ни были наши сознательные представления, наше «Я» как целое нуждается в компании. Заключенных отправляют в одиночную камеру, чтобы сломить их волю. Отсутствие общения вызывает расстройства настроения и поведения. Даниэль Дефо, автор «Робинзона Крузо», был не настолько жесток, чтобы сделать своего героя одиноким пленником необитаемого острова. Он придумал для него Пятницу.

Тогда почему мы мечтаем о необитаемых островах вдали от цивилизации? Потому что, хотя нам необходимы другие, мы с ними нередко вступаем в конфликт

Тогда почему мы мечтаем о необитаемых островах вдали от цивилизации? Потому что, хотя нам необходимы другие, мы с ними нередко вступаем в конфликт. Другой – кто-то, подобный нам, наш брат, но и наш враг. Фрейд описывает это явление в эссе «Недовольство культурой»: нам нужен другой, но интересы у него иные. Мы желаем его присутствия, но оно ограничивает нашу свободу. Это одновременно источник удовольствия и фрустрации.

Мы опасаемся и непрошеного вторжения, и заброшенности. Немецкий философ Артур Шопенгауэр сравнивал нас с дикобразами в холодный день: мы подходим к собратьям поближе, чтоб согреться, но раним друг друга иглами. С подобными себе нам приходится постоянно искать безопасную дистанцию: не слишком близко, не слишком далеко.

Эпоха «я» или эпоха «мы»?

Сила совместности

В коллективе мы чувствуем, как наши способности умножаются. У нас больше бодрости, больше сил. Конформизм, страх быть исключенным из группы часто мешает нам мыслить сообща, и из-за этого один человек может быть эффективней тысячи.

Но когда группа хочет существовать именно как группа, когда она демонстрирует волю к действию, она дает своим членам мощную поддержку. Это происходит и в терапевтических группах, при коллективном обсуждении проблем, в ассоциациях взаимопомощи.

В 1960-е годы Жан-Поль Сартр в пьесе «За закрытыми дверями» написал знаменитое «Ад – это другие». Но вот как он комментировал свои слова: «Считается, что этим я хотел сказать, что наши отношения с другими всегда отравлены, что это всегда адские отношения. А я хотел сказать, что если отношения с другими извращены, испорчены, тогда другие могут быть лишь адом. Потому что другие люди – это, в сущности, самое важное в нас самих».

Заразительное счастье

Заразительное счастье

Социолог из Гарварда Николас Кристакис исследует наши взаимоотношения. Изучая негативные «социальные эпидемии» (ожирение, курение, алкоголизм), он заинтересовался передачей эмоций от одного человека к другому. В течение 20 лет он проводил исследование с участием 4 739 человек и пришел к неожиданному выводу: счастье распространяется подобно вирусу.

У тех, кто считает себя счастливыми, все окружение также состоит из счастливых людей – вплоть до трех ступеней знакомства (то есть до друзей друзей друзей). И не только в силу такого явления, как гомофилия (подобное тянется к подобному). Здесь происходит самый настоящий процесс эмоционального «заражения», присущий тем сетям связей, которые мы образуем вокруг себя.

Обнадеживает то, что грусть и печаль «инфицируют» нас куда слабее. В лекции на портале TED cоциолог признается, что его взгляд на мир изменился, когда он понял: «Человеческие существа, объединяясь, образуют суперорганизм со своей собственной жизнью, памятью, способностью реагировать на воздействия». Так что наше общее поведение несводимо к поступкам индивидов.

Нарастание депрессии, ожесточенности, растерянности в обществе — признаки «усталости быть собой», а также истощения «Я», которое слишком верило в свое всемогущество

Источник фотографий: Getty Images
P на эту тему
  •   

Psy like
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

  • MilaMira   
    20 недель назад

Заработок от 6OOO рублей в день! Подробности по ссылке http://malohit.ru
Psy like0
новый номерСЕНТЯБРЬ 2017 №20137Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты