Крайности самоутверждения

Современное общество переживает эпидемию нарциссизма. Все больше людей не склонны принимать во внимание других, поэтому отстоять себя, добиться, чтобы наш голос был услышан, очень нелегко. А тем, кто не вписывается в стандарты, — слишком толстым, старым, бедным — сложно вдвойне: ведь им и самим непросто признать собственную ценность. Сталкиваясь с унижением со стороны родственника, коллеги или случайного прохожего, тот, кто заранее не уверен в себе, смолчит или станет требовать уважения неуклюже или агрессивно… В основе неспособности «уважать себя заставить» лежат наши глубинные страхи — не понравиться, выглядеть нелепым, смешным. Из-за них мы порой молча сносим обидные реплики или живем с партнером, позволяющим себе грубость и оскорбления.

Обесценивание начинается в детстве

Трудности с самоутверждением впервые возникают в раннем детстве, когда формируются наше «Я» и самооценка. Дефицит уверенности в себе может иметь множество причин. Например, ребенок отождествляет себя с тем родителем, которого другой родитель унижает. Или чувствует, что взрослые им постоянно недовольны. «Самоуважение напрямую связано с отношением к нам других людей, — говорит психоаналитический психотерапевт Элина Зимина. — Ребенок сравнивает свое поведение с тем, каким, по его мнению, его хотели бы видеть родители. Так формируется система внутренних ценностей, требований к себе и самопоощрений». Чудесного рецепта, позволяющего детям осознать собственную ценность, не существует. «Нет волшебных слов, которых будет достаточно для того, чтобы ребенок стал уважать себя, — предупреждает Элина Зимина. — Уважение предполагает в первую очередь понимание отдельности другого человека. Уважать ребенка — значит признать тот факт, что у него могут быть свои чувства, мысли, желания, которые не обязательно совпадают с родительскими». Однако есть фразы, которые могут предопределить всю его жизнь: «Из тебя ничего не выйдет», «Ты никогда ничего не добьешься»... Поэтому они категорически недопустимы в общении с ребенком.

Отсутствие границ мешает узнать себя

К нежелательным результатам может привести и режим максимального благоприятствования. Если постоянно твердить ребенку, какой он замечательный, жизнь может весьма жестко вернуть его к реальности. «Конечно, не стоит во всем потакать детям, — говорит Элина Зимина. — В отличие от взрослых, им трудно сказать «нет» своим желаниям, отложить их на какое-то время. Они руководствуются принципом удовольствия, а не принципом реальности. Поэтому родители отчасти берут на себя регулирующие функции».

УВАЖЕНИЕ ЗАРАЗИТЕЛЬНО: ВСТУПАЯСЬ ЗА ДОСТОИНСТВО ДРУГИХ, МЫ И САМИ РАСТЕМ В ГЛАЗАХ ОКРУЖАЮЩИХ.

Ребенок, предоставленный собственным импульсам, не учится ни самостоятельности, ни самоуважению, ни любви к себе*. Напротив, он рискует впадать в крайности — от мании величия к очень низкой самооценке, так и не узнав себя по-настоящему и не научившись себя уважать. Растет число подростков, неспособных вынести ни малейших ограничений. Часто они, например, не в силах расстаться хотя бы ненадолго с мобильным телефоном — даже ради того, чтобы сосредоточиться на подготовке к экзамену. Или, наоборот, вообще не могут ходить в школу — настолько они напуганы и не способны найти свое место в классе. Если вежливости можно научиться, то про уважение этого, увы, не скажешь. Но есть и хорошая новость: уважение заразительно. Например, вступаясь за человека, с которым несправедливо обошлись у нас на глазах, мы тем самым вызовем большее уважение к нам самим. Проявляя уважение к другим, мы начинаем больше уважать себя. И это — лучший путь к адекватной самооценке.