psyhologies.ru
тесты
текст: Ян Мышкин 

Чему нас учат культовые телесериалы

«Доктор Хаус», «Сплетница», «Анатомия страсти», «Отчаянные домохозяйки» - у этих сериалов многомиллионная аудитория и вряд ли их популярность можно объяснить лишь удачным сценарием и первоклассной игрой актеров. Чем нас привлекают эти сюжеты и что рассказывают нам о нас самих?
alt

Об этом

«Отчаянные домохозяйки. Секретные материалы и пикантные подробности» Лиа Уилсон

О психологии героинь и перипетиях их отношений (как показанных в сериале, так и оставшихся за кадром) автор пишет с большим знанием дела. Впору предположить, что и сама Лиа Уилсон проживает по соседству с отчаянными домохозяйками на Вистерия-Лейн (Питер, 2011).

Сразу десять американских философов не смогли пройти мимо феномена популярности «Доктора Хауса». В сборник включены эссе, посвященные самым актуальным проблемам философии и их интерпретации в телесериале (Юнайтед Пресс, 2010).

Философы ломают копья по поводу «Доктора Хауса», психологи посвящают эссе «Отчаянным домохозяйкам», а очень занятые люди спешат к экрану, чтобы не пропустить любимый сериал. Лучшие из телевизионных саг завораживают многих из нас, обращаясь к чему-то очень сокровенному, к нашей жизненной истории. Впервые затаив дыхание страна следила за «Рабыней Изаурой» и «Богатые тоже плачут»*. В них было все: любовь и предательство, дружба, обман… Несмотря на костюмы, непривычные имена и другую эпоху, зрители (в любых странах) видели в этих сюжетах следы своей семейной саги, угадывали свои тайные надежды и стыдные поступки. И именно поэтому герои этих историй становились кем-то вроде близких родственников.

Сериалы изменились, потому что изменилось время: мы хотим лучше понимать себя и свою жизнь. Первой ласточкой стал американский «Клан Сопрано»**. Запутавшийся в семейных проблемах гангстер на кушетке психоаналитика завоевал огромную популярность во многих странах. Но в России его не восприняли всерьез: первый показ сериала на НТВ в 2002 году опередил время. Нам потребовалось еще лет пять-шесть, чтобы наладить повседневную жизнь и убедиться, что слова «счастье», «смысл» и «деньги» не обязательно синонимы, а психоаналитик – совсем не экзотика. А тут подоспели и новые сериалы, правда, исключительно американские: отечественный производитель отчего-то предпочел сизифов труд и пытался рассмешить и увлечь все народонаселение разом, не желая замечать, что телеаудитория давно уже не монолитна. Зато в США это прекрасно поняли. «Сериалы переориентировались со среднестатистической на умную, продвинутую публику, – говорит культуролог Даниил Дондурей. – Они стали качественными, более сложными, рассчитывают на людей интеллектуально изощренных, просвещенных, способных считывать тонкие эстетические, связанные с восприятием контекста вещи»***. «Лучшие из них затрагивают национальное социокультурное бессознательное, и в этом смысле они более «объективны» по сравнению с кино», – соглашается телепродюсер Александр Дулерайн. Они обращаются к универсальным проблемам и часто способны преподать важные уроки. Посмотрим, какие именно.

* Показ на ЦТ бразильского сериала «Рабыня Изаура» (автор идеи Жилберту Брага) начался 16 октября 1988 года, мексиканского «Богатые тоже плачут» (автор идеи Инес Родена) – 18 ноября 1991 года.

** Автор идеи Дэвид Чейз.

*** «Искусство кино», 2010, № 2.

«Доктор Хаус» Мыслить лучше (хотя бы) вдвоем

alt

Выдающийся диагност и не менее выдающийся мизантроп Грегори Хаус буквально одержим поисками истины. И ему даже не приходится задаваться вопросом, что это такое. Истина в случае с каждым конкретным пациентом – верный диагноз. А все остальное – ложь. «Все лгут», – провозглашает Хаус и поэтому предпочитает общаться с пациентами, коллегами и вообще любыми представителями рода человеческого как с неодушевленными предметами. И возможно, проницательный доктор прав. Но, задавшись однажды вопросом «Нужна ли мне на самом деле команда?», Хаус вынужден ответить «да». Ему не обойтись без своих помощников, без единственного верного друга Уилсона, хотя бы без больничного уборщика, чтобы поймать и сформулировать верную догадку. Пустота не производит ничего кроме пустоты, и блестящие идеи не рождаются в вакууме.

«ДОКТОР ХАУС» (HOUSE, M.D.), США, FOX, 2004.

Автор идеи Дэвид Шор, восемь сезонов, показ последнего завершается в США весной 2012 года. В России демонстрировался на каналах «Домашний», Hallmark Channel; сейчас идет на Universal Channel.

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье