Дать себе время

«Не спрашивай дорогу, иначе ты не сможешь потеряться…» Такой совет древних китайцев может показаться странным, ведь наше время одержимо эффективностью, немедленным достижением результатов и получением выгоды, за которой мы гонимся в спешке, разбрасываясь и теряя себя. Но на самом деле для нас важнее узнавать и реализовывать себя, чем просто иметь работу или кров, ведь отношения с собой определяют всю нашу жизнь. А когда речь идет о жизни, время становится необходимым материалом для обустройства внутреннего пространства человека и прежде всего – его фундамента.

Дать себе время не значит бездельничать. В такие моменты мы отправляемся на поиски себя, оцениваем личные ресурсы, определяем свои возможности и свои слабости, развиваем достоинства. Мы осмысливаем и углубляем свои знания. Время, которое мы проводим в размышлениях, вдали от суеты, позволяет нам выявить навязанные представления и собственные иллюзии. Таков путь обучения свободе.

Стать самим собой – значит прежде всего не пытаться повторить чужой опыт, не двигаться по накатанной колее, но прокладывать собственный путь. Главный вопрос, который задает направление нашей жизни, звучит так: чего я хочу больше всего на свете? Он заслоняет собой наши привычные заботы о том, как удовлетворить требования других людей, как соответствовать их ожиданиям. Ответ на этот вопрос открывает безграничные горизонты. Как утверждают духовные учителя различных традиций, лишь жажда приближает нас к источнику.

Наши консультанты

alt

Жаклин Келен (Jacqueline Kelen) – французская писательница, специалист по мифологии. Ее последняя книга «Ускользающее счастье» («Inventaire vagabond du bonheur», Albin Michel, 2008).

Посидите в тишине, закройте глаза, прислушайтесь к себе... Это лучший способ узнать свой внутренний мир, стать внимательным, свободным, услышать свою внутреннюю, только вам присущую музыку, распознать знаки, интерпретировать мечты и сны, которые намного важнее для души, чем любые дорожные карты и системы навигации.

Неторопливый путь часто представляется слишком рискованным, но, выбирая его, мы открываемся для перемен, и именно на этом пути происходят самые невероятные встречи. Вспомним легенду о Тристане и Изольде*. Король Марк упорно отказывался жениться, несмотря на настояния баронов, подыскивавших ему лучшие партии. И вот однажды в открытое окно его покоев влетела ласточка и уронила длинный золотистый волос... Король поклялся, что его избранницей станет только та женщина, с головы которой упал этот волос, – и нашел свою Изольду.

Комментарий Светланы Кривцовой

alt

Джеймс Бьюдженталь, выдающийся американский психотерапевт, заметил, что голос его собственного «Я» стал для него более или менее различим среди других голосов, только после 40 лет. Он казался радиостанцией, которую глушат, в то время как голоса мамы и отца, священника и жены звучали громко и отчетливо. И чужие голоса говорили: «Ты не должен», «Ты не имеешь права…» Этот образ очень реалистичен».

Жить без спешки трудно прежде всего потому, что надо сопротивляться увлекающему нас лихорадочному ритму, проявлять недюжинное терпение. А в наши дни терпение все реже воспринимается как добродетель, скорее, его принимают за самоограничение. Однако именно терпение делает наши желания более целенаправленными. Только то, что действительно ценно, заслуживает терпеливого ожидания.

Позволить времени делать свое дело – признак мудрости. Это подтверждают предания различных традиций. Лао-цзы утверждает: «Настоящий квадрат не имеет углов. Лучший кувшин лепят всю жизнь. Высокая музыка неподвластна слуху…»** В Новом Завете мы читаем: «Кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?»*** Festina lenteamp – «поспешай не торопясь» – вот одно из любимых изречений гуманистов эпохи Возрождения. Древнегреческий философ Сократ, приговоренный к смерти, созвал к себе друзей и мирно беседовал с ними, пока яд цикуты медленно убивал его тело, не затрагивая бессмертной души, – это ли не пример величественной неторопливости? Можно вспомнить и более жизнерадостную притчу. Буддийский монах после прогулки в горах так ответил на вопросы своего любознательного ученика, где он был и по каким дорогам ходил: «Я шел за запахом придорожных цветов, я следовал путем прорастающих побегов…»

Жизнь широка, безгранична! Мы забываем об этом и сами сужаем ее своими планами и расчетами, делаем скучной и однообразной. Но чтобы найти себя, важно позволить себе вдыхать аромат цветов и бродить по воле ветра.

* Р. Джонсон «Мы». Когито-Центр, 2005.

** Лао Цзы «Дао Дэ Цзин». Вагриус, 2006.

*** Лк. 14: 25-33.