psyhologies.ru
тесты
текст: Подготовила Надежда Василевская 

«Глупо не думать самому»

Сегодня шаблонные идеи проникают повсюду – в нашу обыденную речь, на телевидение, в сферы искусства. Сами того не замечая, мы изо дня в день повторяем чужие мысли. Что же можно сделать, чтобы не разучиться думать самостоятельно?
alt ФОТО JAMES PRTARCH, CYCLOPS, 2007 COURTESY OF SPENCER BROWNSTONE GALLERY 

«Таким пристальным интересом к феномену глупости я обязана своему отцу, – признается Белинда Каннон, – он приучил меня с малых лет постоянно проверять ценность всего, что я говорю, задавая себе вопрос: действительно ли я сама пришла к этой мысли или это просто чьи-то чужие слова, которые я повторяю не задумываясь или из конформизма? Проделывая это регулярно, вы замечаете, что очень часто имеете дело с необоснованными, ничем не подкрепленными идеями». Так писательница объясняет свой интерес к исследованию такого банального, в сущности, недостатка – глупости. Что же он из себя представляет в нашу эпоху?

Psychologies: В вашем эссе вы критикуете особый вид глупости, а именно: глупость умных людей. Что вы под этим подразумеваете?

Белинда Каннон: Это глупость тех, у кого есть все возможности для того, чтобы быть умными, – тех, у кого есть доступ к информации, достижениям культуры, кто располагает временем для размышлений, для чтения, – а они все равно не умны. Тем, у кого нет возможностей развивать свою мысль, я скорее сочувствую.

Psychologies: А что именно позволяет вам судить о глупости одних и об уме других?

Белинда Каннон: Хочу, чтобы меня поняли правильно: я никого не сужу. Я не обсуждаю отдельных людей, но лишь типы поведения. В моем исследовании мне хотелось понять, каковы механизмы этого весьма специфического вида глупости.

Интервью

alt ФОТО LISA ROSE FOR PSYCHOLOGIES FRANCE 

с Белиндой Каннон (Belinda Cannone) – писательница, эссеистка, литературовед, автор книги «Глупость совершенствуется» («La bêtise s’améliore», Stock, 2007) и множества других эссе, отмеченных призами Французской академии и французского Общества литераторов.

Psychologies: И что же лежит в ее основе, какие пружины?

Белинда Каннон: Можно выделить два типа таких механизмов: извечные, они заложены в человеческой природе, и современные, присущие нашей эпохе. В качестве примера первого типа можно назвать конформизм, это стадное желание следовать за группой во что бы то ни стало. Или же лень, когда человек живет, не утруждая себя размышлениями… Если говорить о том, что характеризует нашу эпоху, я бы упомянула некое «правильное чувство» – в зависимости от обстоятельств его можно назвать состраданием, эмпатией или «праведным негодованием». Разумеется, в самом этом чувстве нет ничего плохого. Кроме одного – такое «правильное чувство» часто опережает размышления: мы подаем бездомному или жертвуем пострадавшим от цунами, потому что это хорошо и правильно, и точка. Это позволяет освободиться от чувства ответственности и не включаться в повседневные и долгосрочные сражения.

Psychologies: Искренняя прямота вам тоже представляется формой глупости… Почему?

Белинда Каннон: Действительно, можно удивиться: ведь это положительное качество, что же может быть в нем предосудительного? На самом деле глупа не сама по себе прямота, а ее аморальное использование, которое мы сегодня зачастую наблюдаем. В изобразительном искусстве, в литературе, не говоря уже о телевизионных реалити-шоу, мы сталкиваемся с проявлениями какого-то исключительного нарциссизма, с предельной сосредоточенностью на себе любимом… Вообще же я думаю, что нет почти ничего такого, что было бы глупым само по себе. Скорее определенные способы приложения наших идей могут оказаться глупыми.

Psychologies: Вы также подвергаете критике употребление некоторых устойчивых выражений…

Белинда Каннон: Да, например «политкорректный». Или же «провокационный» – очень часто повторяемое слово, и не только в области современного искусства. Достаточно лишь произнести эти модные слова, и все, этим все сказано, обсуждение заканчивается. Вот это я и называю глупыми выражениями: они оказываются помехой для мысли. Но еще раз подчеркну: я никого не осуждаю – мы все временами этому поддаемся, впадаем в такую глупость, это неизбежно.

Psychologies: Почему?

Белинда Каннон: Потому что удобнее бывает ухватиться за готовые идеи или формулировки, чтобы не терять времени на обдумывание. Представьте себе, что было бы, если бы мы постоянно задумывались о том, что мы говорим именно в тот момент, когда мы что-либо произносим: мы смогли бы больше думать! Так что время от времени мы заимствуем некоторые мысли или обороты речи, которые на слуху, еще и для того, чтобы продвинуться в своих рассуждениях. Опасность состоит в том, что мы можем вывести сложные умозаключения, основываясь на ошибочных исходных данных… Или что мы не будем пытаться развивать нашу мысль дальше.

Psychologies: Значит, недостаточно быть образованным, чтобы стать умнее?

Белинда Каннон: Конечно нет! Среди моих друзей есть люди с очень скромным образованием, которые тем не менее принадлежат к числу наиболее умных. Почему? Потому что они обладают подвижным интеллектом, они умеют слушать других и подвергать сомнению собственные мысли… Я бы сказала, что ум – это бдительность, это способность сделать шаг в сторону, чтобы посмотреть со стороны на свои рассуждения и проверить ту мысль, которая только что пришла нам в голову.

Ум – это наша бдительность, способность посмотреть на собственные рассуждения со стороны, чтобы проверить свою мысль.

Psychologies: Как сделать такой «шаг в сторону»?

Белинда Каннон: Это требует некоторого беспокойства ума, не стоит искать для себя интеллектуального комфорта. Уметь, если воспользоваться высказыванием философа Владимира Янкелевича (Vladimir Janke´le´vitch), «вести себя так, как если бы ничто в мире не было само собой разумеющимся».

Psychologies: Для такой способности сомневаться во всем требуется изрядная уверенность в себе.

Белинда Каннон: Это правда. Рассмотрим пример: если вы не понимаете того, что вам говорит другой человек, возможны два варианта. Первый – что вы не располагаете необходимыми знаниями, чтобы это понять. Я не пойму доклад астрофизика, потому что это выходит за рамки моих знаний. Но если вы имеете дело с обсуждением темы, входящей в компетенцию наиболее широкого круга людей, вы вправе задаться вопросом: а не вводят ли меня в заблуждение? Кроме того, нужно обладать достаточной уверенностью в себе, чтобы сказать: «Я не настолько глуп, может быть, ошибается другой».

Psychologies: Вы также говорите о том, что очень важно быть в контакте с самим собой.

Белинда Каннон: Мне кажется, чем меньше люди будут знать о самих себе, о том, что они собой представляют и что они думают, тем меньше они будут готовы к борьбе с глупостью. А чем глубже мы себя узнаем, тем больше мы способны сомневаться, задавать себе вопросы.

alt ФОТО OLIVIA FREMINEAU FOR PSYCHOLOGIES FRANCE 

Psychologies: Вы полагаете, что психоанализ, предполагающий такие вопросы, может спасти от глупости?

Белинда Каннон: Я пылкий защитник психоанализа именно потому, что он предлагает задавать вопросы о том, что мы думаем, говорим, делаем, создаем, и подвергать все это сомнению. В этом отношении психоанализ – великолепная школа свободы. А что же может противостоять глупости, как не свобода разума?

Psychologies: Помимо психоанализа что может нам помочь не впадать в «умную глупость»?

Белинда Каннон: Нам никогда не удастся полностью ее избежать, но это не страшно: не будем бояться выглядеть глупыми время от времени! Главное – отдавать себе в этом отчет и регулярно проводить некоторую работу, которую я бы назвала «самоочисткой». Речь идет о том, чтобы находить время для проверки своих мыслей, пусть даже и задним числом: «А как же на самом деле: та идея, на которую я опираюсь, та точка зрения, которую я так горячо защищаю, – действительно ли они верны?» Это упражнение гигиены для ума, которое позволяет осознать проявление собственной глупости и, исправив ее, жить… до совершения следующей. Но и это уже немало.

4 шага от глупости

Есть несколько действенных приемов, чтобы избавиться от того, что мы называем «глупостью», – или по меньшей мере от досадного ощущения, что она нам свойственна.

Источник фотографий: 2007 COURTESY OF SPENCER BROWNSTONE GALLERY, CYCLOPS, JAMES PRTARCH, LISA ROSE FOR PSYCHOLOGIES FRANCE, OLIVIA FREMINEAU FOR PSYCHOLOGIES FRANCE
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.


Поздравляю)))Красивая мама))..Посмотрите и на наше фото www.wday.ru/photo/cview/9005/?s=0#c684457Вам +1балл
Psy like0
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Антистресс: как жить спокойнееАнтистресс: как жить спокойнееМы часто ищем способ снизить напряжение и избавиться от стресса. Но забываем, что стресс дает нам шанс лучше осознать свои эмоции, перестать их бояться и обрести внутренне умиротворение. Что такое стресс с точки зрения нейропсихологии и что мы можем ему противопоставить? Как избежать истощения и согласовать требования общества с личными интересами? Досье поможет распознать тревожные сигналы, определить причины стресса и найти жизненный баланс. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты