psyhologies.ru
тесты
текст: Подготовила Надежда Василевская 

«Глупо не думать самому»

Сегодня шаблонные идеи проникают повсюду – в нашу обыденную речь, на телевидение, в сферы искусства. Сами того не замечая, мы изо дня в день повторяем чужие мысли. Что же можно сделать, чтобы не разучиться думать самостоятельно?
alt ФОТО JAMES PRTARCH, CYCLOPS, 2007 COURTESY OF SPENCER BROWNSTONE GALLERY 

«Таким пристальным интересом к феномену глупости я обязана своему отцу, – признается Белинда Каннон, – он приучил меня с малых лет постоянно проверять ценность всего, что я говорю, задавая себе вопрос: действительно ли я сама пришла к этой мысли или это просто чьи-то чужие слова, которые я повторяю не задумываясь или из конформизма? Проделывая это регулярно, вы замечаете, что очень часто имеете дело с необоснованными, ничем не подкрепленными идеями». Так писательница объясняет свой интерес к исследованию такого банального, в сущности, недостатка – глупости. Что же он из себя представляет в нашу эпоху?

Psychologies: В вашем эссе вы критикуете особый вид глупости, а именно: глупость умных людей. Что вы под этим подразумеваете?

Белинда Каннон: Это глупость тех, у кого есть все возможности для того, чтобы быть умными, – тех, у кого есть доступ к информации, достижениям культуры, кто располагает временем для размышлений, для чтения, – а они все равно не умны. Тем, у кого нет возможностей развивать свою мысль, я скорее сочувствую.

Psychologies: А что именно позволяет вам судить о глупости одних и об уме других?

Белинда Каннон: Хочу, чтобы меня поняли правильно: я никого не сужу. Я не обсуждаю отдельных людей, но лишь типы поведения. В моем исследовании мне хотелось понять, каковы механизмы этого весьма специфического вида глупости.

Интервью

alt ФОТО LISA ROSE FOR PSYCHOLOGIES FRANCE 

с Белиндой Каннон (Belinda Cannone) – писательница, эссеистка, литературовед, автор книги «Глупость совершенствуется» («La bêtise s’améliore», Stock, 2007) и множества других эссе, отмеченных призами Французской академии и французского Общества литераторов.

Psychologies: И что же лежит в ее основе, какие пружины?

Белинда Каннон: Можно выделить два типа таких механизмов: извечные, они заложены в человеческой природе, и современные, присущие нашей эпохе. В качестве примера первого типа можно назвать конформизм, это стадное желание следовать за группой во что бы то ни стало. Или же лень, когда человек живет, не утруждая себя размышлениями… Если говорить о том, что характеризует нашу эпоху, я бы упомянула некое «правильное чувство» – в зависимости от обстоятельств его можно назвать состраданием, эмпатией или «праведным негодованием». Разумеется, в самом этом чувстве нет ничего плохого. Кроме одного – такое «правильное чувство» часто опережает размышления: мы подаем бездомному или жертвуем пострадавшим от цунами, потому что это хорошо и правильно, и точка. Это позволяет освободиться от чувства ответственности и не включаться в повседневные и долгосрочные сражения.

Psychologies: Искренняя прямота вам тоже представляется формой глупости… Почему?

Белинда Каннон: Действительно, можно удивиться: ведь это положительное качество, что же может быть в нем предосудительного? На самом деле глупа не сама по себе прямота, а ее аморальное использование, которое мы сегодня зачастую наблюдаем. В изобразительном искусстве, в литературе, не говоря уже о телевизионных реалити-шоу, мы сталкиваемся с проявлениями какого-то исключительного нарциссизма, с предельной сосредоточенностью на себе любимом… Вообще же я думаю, что нет почти ничего такого, что было бы глупым само по себе. Скорее определенные способы приложения наших идей могут оказаться глупыми.

Источник фотографий: 2007 COURTESY OF SPENCER BROWNSTONE GALLERY, CYCLOPS, JAMES PRTARCH, LISA ROSE FOR PSYCHOLOGIES FRANCE, OLIVIA FREMINEAU FOR PSYCHOLOGIES FRANCE
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.


Поздравляю)))Красивая мама))..Посмотрите и на наше фото www.wday.ru/photo/cview/9005/?s=0#c684457Вам +1балл
Psy like0
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье