psyhologies.ru
тесты
текст: Подготовил Николай Проценко 

Как одолеть своего «внутреннего критика»

На пути творческой реализации перед нами встает множество препятствий. Для большинства из нас самым серьезным из них становится наш «внутренний критик». Громкий, жесткий, неутомимый и убедительный. Он придумывает множество причин, из-за которых мы не должны писать, рисовать, фотографировать, играть на музыкальных инструментах, танцевать и вообще пытаться реализовывать свой творческий потенциал. Как победить этого цензора?
Как одолеть своего «внутреннего критика» ФОТО Getty Images 

«Может, лучше спортом позаниматься? Или поесть. Или поспать... все равно нет смысла, ты же не умеешь ничего. Кого ты пытаешься обмануть, всем же плевать, что ты там хочешь сказать своим творчеством!» Примерно так звучит голос внутреннего критика по описанию певца, композитора и художника Питера Химмельмана. По его словам, больше всего во время творческого процесса ему мешает именно этот внутренний голос. Питер даже дал ему имя — Марв (Marv — сокращение от Majorly Afraid of Revealing Vulnerability — «Очень боится показать слабость»).

Возможно, ваш внутренний критик тоже нашептывает что-то подобное. Может, у него всегда есть причина, почему сейчас не время для творчества. Почему лучше помыть посуду и развесить белье. Почему лучше бросить, даже не начав. Ведь ваша идея все равно не оригинальна. Да и вы не профессионал. Да вы же ничего не умеете!

Даже если ваш критик говорит другими словами, попасть под его влияние крайне легко.

Легко позволить ему управлять нашими действиями. Подавить креативность, радость, желание творить, выражать себя и делиться с миром мыслями и идеями. А все потому, что мы верим, что критик говорит правду. Абсолютную правду.

Даже если ваш внутренний критик говорит хоть крупицу правды, вы не обязаны к нему прислушиваться

Но даже если бы в словах цензора содержалась хоть крупица правды, вы не обязаны к нему прислушиваться! Вы не обязаны бросать писать, творить, делать. Не обязательно серьезно относиться к внутреннему критику. Вы можете отнестись к нему шутливо или иронично (такой настрой полезен и для творческого процесса).

Со временем Питер Химмельман понял, что можно сказать внутреннему критику что-то вроде «Марв, спасибо за советы. Но сейчас я сяду и час-два буду сочинять, а потом приходи и доставай меня, сколько тебе угодно» (Прекрасно, правда? Сильно сказано и помогает раскрепоститься. Вроде простой ответ, а в то же время и нет). Химмельман понял, что Марв — на самом деле не враг. И наши с вами «марвы» пытаются нам мешать из лучших побуждений.

Наши страхи создают цензора, придумывающего бесконечные причины не заниматься творчеством

«Я осознал, что Марв не старается помешать моим усилиям, что это защитная реакция, которая создается лимбической зоной нашего мозга. Если бы за нами гналась бешеная собака, именно Марв «отвечал» бы за выброс адреналина, который так необходим нам в экстренной ситуации.

Когда мы делаем что-то, что грозит нам психологическим «вредом» (например, болезненной для нас критикой), Марв также пытается нас защитить. Но если научиться отличать страх перед реальными угрозами (такими, как бешеная собака) от безобидной тревоги по поводу небольшого возможного унижения, то голос, создающий помехи, замолчит. И мы сможем вернуться к работе», — говорит Питер Химмельман.

Наши страхи создают цензора, придумывающего бесконечные причины не заниматься творчеством. Что это — страх подвергнуться критике? Потерпеть неудачу? Страх, что вас не опубликуют? Что назовут бездарным подражателем?

Может, вы творите просто потому, что вам нравится сам процесс. Он приносит радость. Чистейшую радость. Очень веский повод

Когда внутренний критик начинает бушевать, признайте его существование. Признайте его намерения. Возможно, даже поблагодарите своего Марва, как сделал Химмельман. Попробуйте отнестись к нему с юмором. Делайте то, что кажется правильным. А потом возвращайтесь к творчеству. Потому что внутренний критик часто не понимает глубину, важность и силу вашего желания творить.

Может, вы пишете то, что кому-то будет очень важно прочитать. Или создаете что-то, что поможет людям не страдать от одиночества. Возможно, вы делаете то, что поможет вам лучше понять себя или свой мир. А может, вы творите просто потому, что вам нравится сам процесс. Он приносит радость. Чистейшую радость. Очень веский повод.

Иными словами, неважно, почему вы творите, не останавливайтесь. Продолжайте в том же духе!

Маргарита Тартаковски

Об авторе

Маргарита Тартаковски (Margarita Tartakovsky), журналист, пишущая о психологии, младший редактор сайта psychcentral.com.

Ее личный сайт: margaritatartakovsky

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье