psyhologies.ru
тесты
текст: Никита Печенегин 

Как выглядеть умнее? Говорить… проще

Как мы говорим, какие слова выбираем, влияет на то, как нас воспринимают другие люди. Поэтому отложите словари – заумные, длинные слова очень усложняют коммуникацию. Это может прозвучать странно, но стратегия «показаться умным» часто срабатывает наоборот.
Мужчина в шляпе ФОТО Getty Images 

«Как часто наши представления о том, что должно впечатлить других, оказываются неверны», – говорит профессор психологии Дэниэл М. Опенхеймер (Daniel M. Oppenheimer) из Андерсонской школы менеджмента. Чтобы прийти к этому выводу, он провел несколько исследований, целью которых было изучение того, как нас воспринимают слушатели, когда мы используем в речи те или иные слова и выражения.

читайте также

Интернет заставляет считать себя умнее, чем мы есть

Исследователи взяли несколько эссе студентов колледжа и, используя определенные алгоритмы, заменили слова на более сложные и длинные. Затем эти исправленные тексты дали почитать нескольким респондентам. К всеобщему удивлению, читатели сочли авторов этих текстов глупыми и некомпетентными. Очевидно, что изменения в текстах, сделанные, казалось бы, в сторону углубления и усложнения материала, сделали их только хуже для восприятия. Затем исследователи проделали обратную работу с уже другими, сложными, научными текстами. Они заменили всю профессиональную и научную лексику на простые, понятные слова. Читатели сочли авторов умными и одаренными людьми.

Такую тенденцию Дэниэл Опенгеймер объясняет следующим образом. Когда человека легко понять, даже если он говорит о чем-то отнюдь непростом, то он будет вызывать уважение у слушателей. А если использовать длинные, непонятные слова, то ваша речь будет звучать напыщенно и претенциозно.

читайте также

Увлечения, которые сделают нас умнее

Если использовать слова, которые будут заставлять читателей «спотыкаться» и задумываться над значением некоторых слов, то часть речи, скорее всего, будет не услышана, а само высказывание, как следствие, понято неправильно.

Однако использование коротких слов не всегда правильно. Иногда длинное, непростое слово невозможно заменить без потери смысла. В таких случаях, конечно же, не стоит его избегать и можно смело пускать в ход. Проблемы начинаются тогда, когда люди начинают думать, будто заумные словечки делают их умнее в глазах аудитории, а такая стратегия явно проигрышная.

Кстати, Дэниэл Оппенгеймер продолжил свои исследования о влияния языка на поведение человека и пришел к еще более удивительным результатам. Оказывается, человек, чье имя сложно произнести, имеет меньше шансов на успех, например, в политике1.

Подробнее см. на сайте издания Fast Company.

1 Подробнее см. в его книге «Democracy Despite Itself» (MIT Press, 2013).
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Все зависимы? От привычки до аддикцииВсе зависимы? От привычки до аддикцииСмартфон, работа, секс, игры... Мы все стали аддиктами? Каждый на что-нибудь подсел? Мы задаем этот вопрос себе – и вам. Попробуем понять, где граница между привычным удовольствием и зависимостью, и разобраться, почему мы в неравном положении перед лицом соблазнов. Все статьи этого досье
Все досье