psyhologies.ru
тесты
текст: Николай Проценко 

«Когда я пишу, мне нужно одиночество»

Кафка, Пруст, Дарвин, Чехов, Гете… Оказывается, чтобы творить, им была нужна абсолютная тишина. Почему – решили выяснить ученые.
img

Марсель Пруст носил в ушах затычки и обил стены звукоизолирующим материалом – так сильно его отвлекали посторонние звуки. Франц Кафка, один из самых значимых писателей XX века, как-то сказал: «Когда я пишу, мне нужно одиночество – не такое, как у отшельника, а как у мертвеца». Чарльз Дарвин, Антон Чехов и Иоганн Вольфганг фон Гете также не раз жаловались на то, как сильно их отвлекает шум во время работы.

Новое исследование, проведенное в Северо-Западном университете (США), поможет прояснить, почему гениям бывает трудно отфильтровывать окружающую их сенсорную информацию во время творческой работы. Во-первых, авторы исследования обнаружили доказательства того, что творческая гениальность может быть связана со сниженной способностью фильтровать посторонние сигналы. «Дырявая» фильтрация происходит на раннем этапе обработки информации мозгом, это непроизвольный процесс, и, возможно, именно это помогает человеку продумывать идеи», – объясняет главный автор исследования Дарья Забелина.

Исследователи изучали так называемую сенсорную фильтрацию, которая происходит примерно через 50 миллисекунд после восприятия раздражителя органами чувств, и ее связь с двумя показателями креативности – дивергентным мышлением и реальными творческими достижениями.

читайте также5 необычных фактов о памяти

Около 100 участников исследования заполнили анкету, где описали свои творческие достижения, а также прошли тест на дивергентное (разветвленное) мышление, который обычно применяют для лабораторной оценки творческих способностей. В этом тесте требуется придумать максимальное количество вариантов решения различных маловероятных сценариев за ограниченное время. Оценка дивергентности мышления зависит от количества и оригинальности ответов.

Показатель дивергентности мышления оказался связан с успехами в учебе и способностью выборочно отфильтровывать постороннюю сенсорную информацию. Напротив, реальные творческие достижения были связаны с «дырявым фильтром» – сниженной способностью фильтровать посторонние раздражители. Очевидно, для разных аспектов творчества лучше подходят разные «фильтры».

«Подобная повышенная чувствительность, если ее направить в нужное русло, может обогатить жизнь человека, наполнив ее новыми нюансами и тонкостями», – говорит Забелина. Впрочем, многие из великих творцов в свое время жаловались, как их отвлекают посторонние раздражители. Исследователям пока не удалось выяснить, является ли «дырявый фильтр» постоянной чертой личности, или степень фильтрации посторонних раздражителей можно менять под конкретную задачу.

D. Zabelina et al. «Creativity and sensory gating indexed by the P50: Selective versus leaky sensory gating in divergent thinkers and creative achievers». Neuropsychologia, 2015.

читайте такжеТворческий человек и его начальник
Источник фотографий: GETTY IMAGES
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье