Истеричность: боль утраченного «Я»

1. Истерию можно описать с помощью круга с центром посередине, как московское метро, опоясывающее Кремль. Но в центральной точке истерии не Кремль, а пустота. Это главное в истерии: в центре нет ничего. Человек чувствует себя пустым. Это невероятное состояние, связанное с большим страданием.

Человек не имеет себя, не находит себя. Он не знает, кто он есть. Он не знает, что он действительно хочет. Истерический человек страдает, но не понимает почему. Он не может охватить свое страдание и пытается любыми способами его смягчить. А так как внутри он ничего не обнаруживает, он хватается за внешнее. Ему нужны другие, и он их использует, чтобы в зеркале других найти что-то от себя самого.

Истерия всегда происходит среди людей, там, где есть публика, в контакте с другим человеком

Человек может быть самим собой только в том случае, если у него развивается «Я». Если он может посмотреть в глаза другого человека. Если другие люди его видят, если они чувствуют его и принимают всерьез. Нам необходим «другой», которого мы можем встретить и который встретит нас — для того чтобы мы могли выяснить, кто мы.

Если этого не происходит, «Я» остается белым пятном на географической карте. Мы учимся водить автомобиль, мы занимаемся спортом, играем на музыкальных инструментах, занимаемся математикой, но во всех этих занятиях нет никого, кого бы мы встретили. Мы можем заниматься разными вещами, но там нет центра. Для «Я» требуется другой человек.

Истерический человек в своем становлении не смог найти себя, потому что у него было слишком мало встреч, людей, которые его действительно видели, которые посвятили себя ему, которые уделили ему время, вчувствовались в него, разделили его внутреннее страдание. Он был оставлен в одиночестве. Его слишком мало видели. Его ранили, обижали. И он закрылся. И поэтому он остается незнакомым сам для себя.

2. Истерический человек стремится к другим. Но так как внутри пусто, он не знает, как подойти к другому, и поэтому другой человек очень быстро начинает чувствовать себя использованным. Истерик хватается за людей, манипулируя ими, и именно это препятствует настоящей встрече. И те, кто находится рядом с ним, не воспринимают его всерьез. Они защищаются, они уходят и повторяют ту боль, которая ему хорошо знакома. Таким образом он снова провоцирует страдание, от которого хочет избавиться.

Истеричность: боль утраченного «Я»

Когда истерик один, истерические черты не настолько видны. Истерическое проявляется только в присутствии других людей. Тогда он становится жаден до общения, потому что очень хорошо чувствует, что ему нужны другие люди. Истерия всегда происходит среди людей, там, где есть публика, в контакте с другим человеком. Когда истеричный человек находится в одиночестве, у него серое лицо и он кажется скучным.

3. Как выглядит поведение истеричных людей? Они часто похожи на торнадо: много силы, вихрь, но в середине спокойно, тихо. Они привлекают к себе внимание — словами, громким голосом, одеждой, косметикой — и одновременно как бы отдаляют, отвлекают от себя. Они словно кричат: «Взгляните! Но не смотрите на меня!» Они не знают, что видят те, кто на них действительно смотрит. Они думают: «Если они на самом деле увидят меня, они уйдут».

Он старается говорить то, что вы хотите услышать. Для него не важно содержание, но важно впечатление, которое он производит

В их стремлении к вниманию присутствует страх. Поэтому поведение истерического человека трудно ухватить, как скользкую рыбу в воде. Истерик здесь, но если я хочу его встретить, он тут же уходит — потому что там очень много страха. И он постоянно играет с границей между «быть» и «казаться». У него больше «казаться», чем «быть».

4. Его слова не соответствуют эмоциям. Например, он вспоминает, что его любимая кошка попала под автомобиль, но рассказывает об этом с улыбкой. Или он очень много говорит, но суть вы уловить не можете. Много слов и отсутствие содержания. Ему свойственно мышление в черно-белых тонах: либо все супер, либо полная чепуха.

Он охотно давит на других. Например, он говорит: «Ты должен обязательно изучать психологию, давай!» Он даже не спрашивает, интересно ли вам это. Он не вступает в диалог по-настоящему. Он часто упрекает других, но сам он никогда ни в чем не виноват.

5. У истерика часто меняется настроение, он капризен. Свои импульсы он считает проявлением истинного «Я». Этими импульсами он и живет. Он манипулятивен и похож на флаг, который веет на ветру. Он старается говорить то, что вы хотите услышать. Для него неважно содержание, но важно впечатление, которое он производит.

Истеричность: боль утраченного «Я»

6. Если люди выставляют границы, истерик пытается их преодолеть. Иногда он может быть очень милым, приятным, а потом — очень жестоким и бесчувственным. К примеру, мать в присутствии гостей может громко сказать дочери: «Не веди себя так глупо». И дочка пугается, а мама даже не замечает этого. Это оказывает давление, это ранит и пугает людей. «Я» дочери не может формироваться в таких условиях. Но и у матери нет ее собственного «Я» — у нее есть только импульсы к тому, чтобы ее увидели, чтобы на нее обратили внимание.

7. Истерик всегда эгоистичен. Эгоизм в этом случае не слабость характера, а психическая беда. У истерика нет себя, но он себе нужен, и все должно вращаться вокруг него. Тем самым он надеется найти пару соломинок, за которые сможет ухватиться. Он действует по такому алгоритму: «Я тебе сейчас что-то расскажу, и если ты будешь что-то ощущать, то и я переживу те же эмоции». Ему нужны переживания другого человека, чтобы заменить ими отсутствие собственных.

На самом деле под покровом находится невыносимая боль, которая была диссоциирована. И поэтому она не ощущается

Истерик боится настоящей близости. Он пытается произвести впечатление и воздействовать сразу на многих людей. Ему нужна публика, и своим поведением он превращает в «зрителей» и партнера, и семью (если они есть). А публика должна смотреть и аплодировать, но не приближаться слишком близко, и уж тем более не подниматься на сцену.

8. Истерики чувствуют себя потерянными в этом мире. Они не привязываются, они дистанцированы. Они страдают от того, что что-то не так. Базовое чувство истерика скрыто глубоко внутри: «Я неправильный, я ложный. Я не должен быть таким, какой я есть». Истерический человек несет в себе очень большую боль.

Мы сказали, что в самом внутреннем круге истерического человека ничего нет. И вот это «ничего» — это анестезия боли. А на самом деле под покровом находится невыносимая боль, которая была диссоциирована. И поэтому она не ощущается. А так как боль не чувствуется, не чувствуется вообще ничего — ощущения парализованы.

Истеричность: боль утраченного «Я»

9. Можем ли мы принимать истерика всерьез? Он устраивает театр, он ненастоящий, он все преувеличивает, он чрезмерен. Если мы скажем: «Прекрати истерику», мы только раним его. Но если мы будем подыгрывать, это тоже не поможет. Нам нужно выработать установку: «Ты имеешь право быть таким, какой ты есть, ты не должен быть другим, и я принимаю тебя всерьез, при этом я принимаю всерьез себя».

Страдание истерика — большой вызов нам. И мы можем вместе расти в связи с этим страданием

Истерик — как флажок, он будет на нас ориентироваться. «Что сейчас для меня важно?», «Что я хочу сказать?», «Что для меня правильно, а что нет?» Нужно спрашивать, что он сам думает о себе. Речь идет о самоценности и о том, что лишило его самоценности. И о боли. О том, что он был брошен, покинут. О ранениях, обидах, давлении.

Здесь ему нужен другой, который медленно, постепенно, плавно передвигаясь по спирали, приблизится к нему, к этому центру, где располагается «Я». Но это «Я» не может чувствоваться, ощущаться, потому что там присутствует угрожающая боль. Встреча с истеричным человеком может помочь нам лучше развить нашу собственную «середину», мы можем лучше ее проживать, лучше ее показывать. Можем делиться ею с другими людьми. Страдание истерика — большой вызов нам. И мы можем вместе расти в связи с этим страданием.

Альфрид Лэнгле

Об авторе

Альфрид Лэнгле — австрийский психолог, психотерапевт.