psyhologies.ru
тесты
текст: Подготовила Ксения Татарникова 

«Прекрати истерику»: девять шагов, чтобы понять друг друга

Австрийский психотерапевт Альфрид Лэнгле, ученик и коллега Виктора Франкла, – о том, что такое истерический невроз и как встреча с истеричным человеком помогает нам лучше понять себя.
Две женщины ФОТО Getty Images 

1. Истерию можно описать с помощью круга с центром посередине, как московское метро, опоясывающее Кремль. Но в центральной точке истерии не Кремль, а пустота. Это – центральное в истерии: в центре нет ничего. Человек, если он вообще себя чувствует, чувствует себя пустым. Это невероятное состояние, связанное с большим страданием. Человек не имеет себя, не находит себя. Он не знает, кто он есть. Он не знает, что он действительно хочет. Истерический человек страдает, но не понимает, отчего. Он не может охватить свое страдание и пытается любыми способами его смягчить. А так как внутри он ничего не обнаруживает, он хватается за внешнее. Ему нужны другие, он их использует, чтобы в зеркале других найти что-то от себя самого.

пройдите тесты

Вы интроверт или экстраверт?

Человек может быть самим собой только в том случае, если у него развивается «Я». Если он может посмотреть в глаза другого человека. Если другие люди его видят. Если они чувствуют его и принимают всерьез. Нам необходим другой, которого мы можем встретить и который встретит нас – для того чтобы мы могли выяснить, кто есть мы. Если этого не происходит, я сам для себя остаюсь белым пятном на географической карте. Мы учимся водить автомобиль, мы занимаемся спортом, играем на музыкальных инструментах, занимаемся математикой, но во всех этих занятиях нет никого, кого бы мы встретили. Мы можем заниматься разными вещами, но там нет центра. Для «Я» требуется другой человек.

Истерический человек в своем становлении не смог найти себя, потому что у него было слишком мало встреч, людей, которые его действительно видели, которые посвятили себя ему, которые уделили ему время, вчувствовались в него, разделили его внутреннее страдание. Он был оставлен в одиночестве. Его слишком мало видели. Его ранили, обижали. И он закрылся. И поэтому он остается сам для себя незнакомым.

читайте также

7 способов остановить детские истерики

2. Истерический человек стремится к другим, но так как внутри пусто, он не знает, как ему подойти к другому, и поэтому другой человек очень быстро начинает чувствовать себя использованным. Истерик хватается за других, но таким образом, что он манипулирует — а именно это препятствует встрече. И те, кто находится рядом с ним, не воспринимают его всерьез. Они защищаются, они уходят и повторяют ту боль, которая ему хорошо знакома. Таким образом он снова провоцирует страдание, от которого хочет избавиться.

Когда истерик один, истерические черты не настолько видны. Истерическое проявляется только в присутствии других людей. Тогда он становится жаден до общения, потому что он очень хорошо чувствует, что ему нужны другие люди. То есть истерия всегда происходит среди людей, там, где есть публика, в контакте с другим человеком. Когда истеричный человек находится в одиночестве, у него серое лицо и он кажется скучным.

читайте также

Почему женщины впадают в истерику чаще, чем мужчины?

3. Что бросается в глаза в связи с теми людьми, которые ведут себя истерично? Они часто похожи на торнадо: много силы, вихрь, но в середине спокойно, тихо. Они привлекают к себе внимание – словами, громким голосом, тем, как они одеваются, косметикой – и одновременно как бы отдаляют, отвлекают от себя. Они как бы кричат: «Взгляните! Но не смотрите на меня!» Они не знают, что видят те, кто на них действительно смотрит. Они думают: «Если они на самом деле посмотрят на меня и увидят меня, они уйдут». Это означает, что в их стремлении к вниманию присутствует страх. Поэтому поведение истерического человека трудно ухватить, как скользкую рыбу в воде. Истерик здесь, но если я хочу его встретить, он тут же уходит – потому что там очень много страха. И он постоянно играет с этой границей между «быть» и «казаться». У него больше «казаться», чем «быть».

4. Он что-то говорит вам, но его чувства не подходят к сказанному. Например, он вспоминает, что его любимая кошка попала под автомобиль, но говорит об этом с улыбкой. Или он очень много говорит, а вы потом не понимаете, что он сказал. Много слов, но отсутствие содержания. Ему свойственно мышление в черно-белых тонах: либо все супер, либо полная чепуха. Он охотно давит на других. Например, он говорит: «Ты должен обязательно изучать психологию, сделай это!» Он даже не спрашивает, интересно ли тебе это. Он не вступает по-настоящему в диалог. У него есть какое-то представление, которое, на его взгляд, должно быть реальностью. И он думает, что таким образом помогает другим что-то делать. Он часто упрекает других. Сам он никогда ни в чем не виноват.

«Он – шизофреник?!.. Как общаться с трудными людьми»
Франсуа Лелор, Кристоф Андре «Он – шизофреник?!.. Как общаться с трудными людьми» Французские психотерапевты Франсуа Лелор и Кристоф Андре описывают десять типов «трудных людей»: тех, кто слишком зависим, сосредоточен на себе, самоуверен или, наоборот, склонен недооценивать себя, легкоуязвим, педантичен, постоянно критикует других или сильно нуждается в их внимании...

5. У истерика часто меняется настроение, он капризен. Те импульсы, которые у него есть, он считает истинным «Я». Поэтому он живет импульсами. И конечно, истерик запутывает людей: он манипулятивен и похож на флаг, который веет на ветру. Если собеседника впечатляет то, что он рассказывает об общем друге, и он замечает, что тот внимательно слушает, то он начинает преувеличивать. Он говорит слушателю то, что он хочет услышать. Для него неважно содержание, для него важно впечатление, которое он производит на окружающих. Он совсем не хочет ссорить людей. Но таким образом он запутывает людей в их внутреннем и внешнем мире.

6. Если другие выставляют ему границы, он пытается их преодолеть. Иногда он может быть очень милым, приятным, а потом – очень жестоким, бесчувственным, «переехать» другого. Допустим, мать в присутствии гостей может громко сказать дочери: «Не выгляди так глупо». И дочка пугается, а мама даже не замечает этого. Это оказывает давление, это ранит, это пугает людей. «Я» дочери не может формироваться в таких условиях. Но и у матери нет ее собственного «Я» – у нее есть только импульсы к тому, чтобы ее увидели, чтобы на нее обратили внимание.

читайте такжеНарцисс: «Законы и правила – для обычных людей, а я исключительная личность»

7. Истерик всегда эгоистичен. Эгоизм у него не слабость характера, а психическая беда. У него нет себя, но он себе нужен, и все должно вращаться вокруг него. Тем самым он надеется найти пару соломинок, за которые может ухватиться. Он действует по такому алгоритму: «Я тебе сейчас что-то расскажу, и если ты будешь что-то ощущать, то и я переживу те же эмоции». То есть им нужны переживания другого человека, для того чтобы заменить ими отсутствие собственных.

Больше всего ему нравится, когда рядом не один человек, с которым может возникнуть близость – а он боится настоящей близости. Речь идет не о сексуальности, а о настоящей близости: если сказать истерику «я люблю тебя» и посмотреть ему в глаза, он беспомощен. Он пытается произвести впечатление и воздействовать на многих людей. Ему нужна публика. И своим поведением своего партнера или свою семью он тоже превращает в публику. А перед публикой у него есть дистанция. Публика должна аплодировать, смотреть, но не слишком близко приближаться, не подниматься на сцену.

8. Такая жизнь связана с очень неприятным чувством – чувством потерянности. Истерики чувствуют себя потерянными в этом мире. Они не привязываются, они дистанцированы. Они страдают от того, что что-то не так. Я часто слышу именно эту фразу от истеричных пациентов: «Нет такого, как могло бы быть». Базовое чувство истерика находится глубоко внутри: я неправильный, я ложный. То, какой я есть, таким я не должен быть.

Истерический человек несет в себе очень большую боль. Мы сказали, что в самом внутреннем круге истерического человека ничего нет. И вот это ничто – это анестезия боли. А на самом деле под покровом ничто находится невыносимая боль, которая была диссоциирована. И поэтому она не ощущается. А так как боль не чувствуется, я больше ничего не чувствую. Потому что чувства, ощущения парализованы.

читайте такжеКто такие истерики

9. Можем ли мы принять истерика всерьез? Он устраивает театр, он ненастоящий, он все преувеличивает, он чрезмерен. Если мы скажем ему: «Прекрати истерику», мы только раним его. Ему не поможет, если мы будем подыгрывать ему. Нам нужно выработать установку: «Ты имеешь право быть таким, какой ты есть, ты не должен быть другим, и я принимаю тебя всерьез, при этом я принимаю всерьез себя». Истерик – как флажок, он будет на нас ориентироваться. Что сейчас для меня важно? Что я хочу сказать? Что для меня является правильным? Можно подумать, что это эгоизм, но это не так. Его середина – другой.

Нужно спрашивать, что он сам думает о себе. Речь идет о самоценности и о том, что лишило его самоценности. И о боли. О том, что он был брошен, покинут. О ранениях, обидах, давлении. Здесь ему нужен другой, который медленно, постепенно, плавно передвигаясь по спирали, приблизится к нему, к этому центру, где располагается «Я». Но это «Я» не может чувствоваться, ощущаться, потому что там присутствует угрожающая боль. Встреча с истеричным человеком может помочь нам лучше развить нашу собственную середину, мы можем благодаря этому лучше ее проживать, лучше ее показать. Можем делиться ею с другими людьми. Страдание истерика – большой вызов нам. И мы можем оба расти в связи с этим страданием».

Подробнее см. на сайте «Гуманитарные дискуссии Тезис.ru».

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

  • Олег   
    40 недель назад

"Истерический человек в своем становлении не смог найти себя, потому что у него было слишком мало встреч, людей, которые его действительно видели, которые посвятили себя ему, которые уделили ему время, вчувствовались в него, разделили его внутреннее страдание. Он был оставлен в одиночестве. Его слишком мало видели. Его ранили, обижали. И он закрылся. И поэтому он остается сам для себя незнакомым." Что нужно знать об истерике? Это тот случай, когда условная "слабость" управляет условной "силой". С точки зрения манипуляций окружающими/близкими людьми, истерик пользуется несколькими (неосознанными) приемами, которые мы не будем перечислять, но обозначим, что их суть - негативный контроль эмоциональных реакций близкого человека. Отсюда, истерик ("выбрав" цель) стремиться (иногда радикально) сократить дистанцию в общении. Истерик легко вгоняет в транс, любого, кто попал в поле его влияния. Показатель этого определить не сложно, как только вы почувствовали, что "боитесь" очередного припадка, вы под контролем. Истерик всегда "вампир" не то, чтобы он "питается" вашей энергией, но как только он чувствует, что его "кунг-фу" работает, ему "легчает"... Самое интересное, что любые разглагольствования на тему - объяснить истерику, что он не прав, пытаться поговорить, переубедить и т.д - это все в "пользу бедных"... С определенной точки зрения - это эффективное поведение, которое позволяет истерику контролировать (нет не себя) других. Таким образом, истерик получает иллюзию контроля за собственной жизнью, а так же власть над жертвами его поведения. Другими словами - пытаясь "вылечить" истерика, вы предлагаете ему добровольно отказаться от инструмента - влияния... Для кого это актуально задумайтесь над этим. Удачи! Что делать? https://www.facebook.com/photo.php?fbid=940004492715051&set=a.250084795040361.59714.100001165284454&type=3
Psy like0

Прекрасная статья, спасибо большое. Очень структурированная и мудрая. Есть о чём задуматься. Буду её перечитывать не раз.
Psy like0

"Человек в своем становлении не смог найти себя, потому что у него было слишком мало встреч, людей, которые его действительно видели, которые посвятили себя ему, которые уделили ему время, вчувствовались в него, разделили его внутреннее страдание. Он был оставлен в одиночестве. Его слишком мало видели. Его ранили, обижали. И он закрылся." "У него есть какое-то представление, которое, на его взгляд, должно быть реальностью." "он боится настоящей близости","там присутствует угрожающая боль" - я не знаю, про кого это больше сказано, про него или про меня. мой путь к нему - это путь к себе. я думаю об этом человеке с теплотой и нежностью. и о том, что мы отвоевывали это право - быть собой - у всей окружающей действительности.
Psy like0
новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье