psyhologies.ru
тесты
текст: Виктория Белопольская 

Путь (кино)героя

Мужчины меняются, чувствуя, чего ждут от них женщины. А выражает их ожидания кинематограф, уверена кинокритик Виктория Белопольская. Она предлагает вспомнить, как за прошедшее – вплоть до сегодняшнего дня – время менялись наши отношения… и экранный образ мужчины-героя.
alt ФОТО АЛЕКСЕЙ БАШМАКОВ И ИГОРЬ ХУЗБАШИЧ, РИА-НОВОСТИ (1), RUSSIAN LOOK (2). FOTOBANK.COM (1) 

На самом деле мужчин не существует. А существуют – люди. Симпатичные, бодрящиеся, иногда несколько инфантильные, испытывающие очень острые чувства к своим мамам и послабее – к нам, остальным женщинам. Люди, отчаянно старающиеся соответствовать идеалу Настоящего Мужчины – добытчика, кормильца, заступника, бесстрашного охотника и никогда не терпящего крах любовника. Словом, «мужские люди» – жертвы стереотипа, идеального образа, предписанного всей прошлой культурой. Главным потребителем которого являемся мы, женщины. Наши ожидания навязывают мужчинам стандарты, в которые они непременно должны уместиться. И в этот стандарт Охотника, Добытчика и Суперлюбовника они стараются втиснуться так же отчаянно, как мы – в пресловутые «90–60–90».

Особый путь

Об авторе

Виктория Белопольская – член Гильдии киноведов и кинокритиков России, а также Международной федерации кинопрессы.

Женщины, хлебнувшие советского бытового и культурного опыта, формировали свой мужской идеал, сильно отличавшийся от того, что владел умами женщин западной культуры. В СССР, как известно, «не было секса», лицемерие относительно интимных сфер носило характер всеобъемлющий. При этом с контрацептивами дело обстояло туго, аборт был нормой жизни, а потому мужчина – вечным виновником женских бед. Тем страстнее по женскому заказу масскульт искал мужской идеал. И подальше от реальности. Мы ведь не испытали удара взрывной волны сексуальной революции 70-х, да и самим созданием мужского образа в культуре у нас занимались с идеологическим прицелом. Дело доходило до парадокса: самый яркий объект женских желаний 30-х (да и вообще тоталитарной эпохи), атлет Иван Мартынов из фильма «Цирк» в исполнении Сергея Столярова, был создан гомосексуалистом Григорием Александровым.

Прибавим сюда советскую культурную изоляцию и тот факт, что десятилетиями образцы западного кинематографа проникали к нам в строго дозированном виде. В результате у нас не сложились собственные отношения, скажем, с Джоном Уэйном, главным американским ковбоем, вечным символом маскулинности. С Жаном Габеном, грубоватым рыцарем без страха и упрека, который уже в 1947-м предусмотрел в своем актерском контракте, что ни при каких обстоятельствах не будет снят нагнувшимся, – подлинный доминантный самец не может предстать перед зрителем в позе уязвимости… Мы не видели трагедии героев Марлона Брандо – их превращения из прекрасных бунтарей в тучные вместилища беспросветной депрессии в результате пересмотра (или утраты?) обществом всех духовных ценностей. Нам практически не был известен Клинт Иствуд времен Грязного Гарри, порочный, одинокий, меланхоличный борец. И не за Добро, а просто против Зла.

читайте такжеКинофестиваль BLICK'14 DOC в Москве
Источник фотографий: CORBIS/ФОТО С.А.(1), EASTNEWS (1), RUSSIAN LOOK (7). FOTOBANK.COM (6), АЛЕКСЕЙ БАШМАКОВ И ИГОРЬ ХУЗБАШИЧ, РИА-НОВОСТИ (3)
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Защитить свои границыЗащитить свои границыВласть утратила авторитет, формальные запреты на самовыражение больше не действуют... Как по-новому строить отношения с детьми, партнерами, коллегами? По мнению психолога Шарля Ройзмана, пора обсудить, как именно мы хотим жить вместе. Спросите себя: что мешает вам говорить «стоп»? Почему вы иногда не справляетесь с собственными детьми? Какие границы вам важны в паре? Как решиться заявить о своих требованиях на работе? Это досье поможет вам укрепить ваши линии защиты. Все статьи этого досье
Все досье