psyhologies.ru
тесты
текст: Елена Пестерева 

Ты – это твой мозг?

Отличается ли мужской мозг от женского? Как человеческая физиология определяет духовность? На вопросы PSYCHOLOGIES ответил известный голландский нейробиолог Дик Свааб.
alt

В прошлом году Psychologies опубликовал несколько материалов с всемирно известным голландским врачом, светилом европейской нейробиологии Диком Сваабом. Мы публиковали его лекции и интервью с ним, обсуждали его книгу «Мы – это наш мозг» и просили отечественных нейробиологов прокомментировать ее. А сейчас издательство Ивана Лимбаха выпустило новую книгу Дика Свааба в соавторстве с популярным нидерландским писателем Яном Паулом Схюттеном, автором 30 научно-популярных книг.

Дик Свааб, Ян Паул Схюттен «Ты – это твой мозг». Перевод с нидерландского Д. В. Сильвестрова. Издательство Ивана Лимбаха, 208 с.

«Ты – это твой мозг» написана еще занимательнее, остроумнее и веселее, потому что она – для подростков. И она – с иллюстрациями Ивана Архипова. Одним словом, мы не удержались и продолжили наш разговор, перенеся акценты на особенности подростков.

Psychologies:  Расскажите, есть ли какое-то наблюдение или исследование в области мозга (возможно, мозга подростков), которое вас самого удивило в недавнее время?
Дик Свааб:  Тот факт, что развитие префронтальных отделов мозга продолжается как минимум до 24 лет. Эта область мозга исключительно важна для сдерживания наших порывов и осознания моральных ценностей и норм. То есть мозг вполне созревает только к 24 годам, вовсе не к 18. И совершеннолетие как гражданская дееспособность должно бы наступать не в 18 лет, а в 24.
Вы утверждали, что мужской мозг существенно отличается от женского. Это в той же мере касается и подростков – или только взрослых мужчин и женщин?
Д. С.:  В настоящее время наши исследования гендерных различий среди взрослых проводятся в основном на мертвом мозге. Но мы знаем, что мозг мальчиков и мозг девочек начинает отличаться буквально сразу после зачатия, вовсе не во взрослом состоянии. Уже новорожденных мальчиков и девочек интересуют разные вещи: мальчиков – движущиеся объекты, а девочек – лица. Игровое поведение тоже существенно различается, скажем, машинки против кукол. Кстати, это верно вообще для приматов, то есть и для обезьян.
Однажды вы сказали, что поиск духовного, спиритуальность – естественная потребность мозга, определяемая геном VMAT2 («геном Бога»), и в будущем духовные ценности освободятся от рамок существующих религий и станут универсальными. Отмечаете ли вы это движение к универсализации, когда говорите с подростками? Сильно ли отличается их восприятие сакрального от того, как его воспринимали вы в вашем отрочестве?
Д. С.:  Когда я был подростком, на севере Нидерландов абсолютное большинство были протестантами, а на юге почти все – католиками. Сейчас в Нидерландах только 20% населения истово верит в Бога. В целом в Нидерландах очень заметно отделение молодого поколения от церкви. Множество храмов закрыто либо используется в других целях. Но, конечно, остались молодые люди, которые утверждают, что «должно же быть что-то большее, чем мы видим и воспринимаем», – и они действительно не принадлежат ни к одной формальной религии. Мозг человека предрасположен к вере: молитва сопровождается активностью в височных долях и выработкой дофамина. Проще говоря, молитва приносит ощущение счастья. Это происходит, какому бы богу вы ни молились. Но дело в том, что наше восприятие сакрального наследуется. Религиозное чувство неразрывно связано с впечатлениями детства: людям, воспитанным в мусульманских семьях, не является Иисус, даже если они знают о нем, – и наоборот. Как реализуется ощущение сакрального у тех, кто полностью избежал религиозного воспитания, я не представляю себе.
читайте также

Нейроны духовности

О чем расскажет мозг: конспект лекции Дика Свааба

Дик Свааб «Мы – это наш мозг»

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье