Стать собой после травмы

Пережить травму и все, что за ней последовало — две операции с разницей в год плюс восстановление, — было не так уж сложно. Неожиданно было сознавать, как сильно все внутри меня протестует против любой, даже случайной мысли о том, чтобы когда-нибудь вновь встать на сноуборд. Мне соединили пластиной сломанную кость, и единственное, что меня беспокоило, — как я теперь буду носить одежду с вырезом: шрам красовался по всей длине левой ключицы. Но не только это приводило меня в отчаяние: было до слез обидно. Травма случилась как раз в тот год, когда я впервые почувствовала себя уверенно, когда у меня появилось желание не просто кататься, а кататься быстро, красиво, технично... Это был мой восьмой сезон, прошли все страхи и волнения, позади была работа с инструктором в группе и индивидуально. Я уже покаталась на высоких скоростях, опробовала фрирайд — свежий снег... Прошла уже неделя в горах без падений и ушибов: семь дней счастья, солнца и яркого снега на ледниках Австрийских Альп. Там, где в хорошую погоду видно на десятки километров вокруг, где мороз, но не холодно, а снег синий и не тает даже в мае.

В тот день, правда, была непогода — сильный ветер. В таких случаях закрывают подъем на самый верх. Но нас пустили, всю дорогу кабинка ходила ходуном, а когда мы оказались на вершине, поняли, что сгустился еще и туман — снежное облако «село» на гору. Ничего страшного, бывает, надо съехать ниже и снова оказаться в полосе света. Но в этот раз туман был настолько густой, что мы не могли двигаться: отказывал вестибулярный аппарат, мы не понимали, где земля, где небо… Казалось, что ехать получается не вниз по склону, а вверх... На дрожащих от напряжения ногах мы довольно долго кое-как ползли вниз, но потом погода выровнялась, мы снова стали набирать скорость и вдруг попали в неприятный выкат: узкий, в форме канавы, где ветер сдул весь снег до твердой ледяной корки... Я понимаю, что нужно тормозить, скорость слишком высока, и в этот момент падаю. Сноуборд по инерции крутит меня по склону, наконец останавливается, я сажусь, и в этот момент раздается странный тонкий хруст...

Встать на сноуборд после травмы

Сноуборд лежал на антресолях уже третий сезон. Как отрезало. Друзья звали меня с собой — хотя бы попробовать... Нет. Мне не было страшно, я легко вспоминала о том, что произошло, могла спокойно говорить об этом. Более того, я скучала по горам, охотно слушала рассказы, смотрела фотографии... Собственно, именно эти картины — снежные вершины, тишина, солнце — появились у меня перед глазами, когда я получила приглашение от Австрийского бюро по туризму съездить в курортный городок Ишгль, опробовать местные трассы. А потом вспомнилось и все остальное — долины, заблудившиеся в горах, быстрые речки, не замерзающие даже зимой, запах дровяных печей, вкуснейшая выпечка... А также удобство, надежность и гостеприимство Австрийских Альп: автобусы, которые всегда приходят по расписанию, современное оборудование в прокатах в идеальном состоянии... Всегда красиво, доброжелательно и широко. Я вспомнила и хозяйку маленького отеля, где мы поселились в злополучном году, — каждый вечер она встречала нас в красивейшем национальном наряде и всегда знала, кому с дороги предложить чашку кофе, а кому — рюмку шнапса...

Чемодан был собран мгновенно. Перелет с пересадкой Австрийскими авиалиниями, трансфер до курорта, и вот оно, счастье. Засыпая, я вдруг случайно вспомнила, что не стояла на сноуборде уже три года, и даже подумала о том, не страшно ли мне, но решила, что буду разбираться с этим завтра. Утром я надела на себя всю «защиту», которую раньше презрительно отбрасывала, и вот мы уже поднимаемся на фуникулере в компании инструкторов. За три дня знакомства с долиной Пацнаун мы посетили три точки: Капль, Зее, Самнаун. Первая — для спокойного и удобного катания, вторая для занятий с детьми (их в Ишгле учат бесплатно), третья — для тех, кому хочется погорячее. Много вариантов спусков, любые трассы, фрирайд с отличным снегом — сейчас этому виду спорта в Ишгле уделяют особое внимание (и правильно делают!). Но есть оборудование и для любителей фристайла: сноупарк для прыжков, трамплины с подушками для приземления.

А бояться мне так и не пришлось. Как только мы сошли с подъемника, нас тут же попросили съехать с маленького склона. Я оказалась в обществе трех мужчин-сноубордистов, и жаловаться на свой страх как-то не пришло в голову. Ну а тело привычно сделало свое дело — я благополучно съехала, и мы весело отправились покорять вершины. И каждый раз я ехала медленно, вдумчиво, наслаждаясь всем тем, о чем так долго запрещала себе даже думать.

Традиционный набор любителя зимнего отдыха в горах был благополучно выполнен — сауна, спа, дегустация национальных блюд, apres-ski и даже… ночное катание на санках! Раз в неделю к девяти вечера в Ишгле готовится специальная трасса — как правило, скироуд, по которой обычно съезжают те, кто не хочет пользоваться гондолой на обратном пути с горы домой. Мы поднялись на самый верх, нам выдали деревянные сани на железных полозьях, и мы покатились по трассе длиной 30 километров! Вернее, это я покатилась, а остальные помчались, на огромной скорости входя в повороты. А я поняла, что не могу. Скорость — вот что останавливало меня, вот что отзывалось во мне страхом…

Вторую половину пути я решила проделать в гондоле, размышляя: все-таки страх или обида? Если уж быть до конца откровенной, днем раньше на неприятном выкате мне пришлось-таки снять сноуборд и пойти пешком… Значит, где-то внутри меня остался узелок, который так просто не развяжешь (и надо ли?). Я оказалась пока не готова к экстремальному отрыву. Что ж, это мы тоже уже проходили — помню, что, когда у меня не было детей, я любила погонять на машине, а после их появления — стала ездить ровно и аккуратно. Значит, все правильно. Я перешла в новое состояние, приобрела новую форму, немного переработав внутреннее содержание. Сноуборд снова со мной. А про шрам я так ни разу и не вспомнила. Во всяком случае, платья с декольте не пришлось убирать на антресоль.

«С переживаниями и страхом можно работать»

Вопросы Максиму Смирнову, wingwave-коучу, тренеру NLC

Psychologies: Всегда ли нужно преодолевать свой страх? Не лучше ли отложить сноуборд в кладовку и заняться, к примеру, беговыми лыжами?


Максим Смирнов: Это вопрос выбора каждого человека. Но если вы на протяжении многих лет регулярно выезжали в горы и получали удовольствие от катания, то его отсутствие в вашей жизни может вызвать малоприятные эмоции. Вам как минимум будет обидно, что вы не можете себе этого позволить. Если же вы понимаете, что вам хочется, но что-то мешает получить желаемое, — вот с такими переживаниями точно надо что-то делать.

Как после травмы вернуться в спорт?


М. С.: Для любителя, не профессионала, в спорте другие ставки и достижения. Никто не готов к травме: сноуборд, лыжи, коньки — это просто приятное времяпрепровождение. Поэтому и возвращение может быть долгим. Человек как может разбирается со своими чувствами и переживаниями, осторожничает, бережет себя, обходит сложные моменты — на все это уходит много времени. У любителя оно есть, в отличие от спортсмена, которому нужно быстро вернуться в строй, чтобы успеть в том же сезоне поучаствовать, к примеру, в соревнованиях. Именно поэтому с ними работают спортивные психологи, коучи: это помогает пройти путь напрямую, без остановок.


Как это делают wingwave-коучи?


М. С.: В процессе работы мы определяем, что является триггером нынешнего состояния человека — обида, страх, и далее прорабатываем эту ситуацию до тех пор, пока она не перестанет оказывать негативное воздействие на общее состояние клиента. При этом нам не обязательно досконально изучать, что творится
в душе или голове клиента, что, конечно, удобно для тех, кто не готов рассказывать в деталях все события своей жизни. Кроме того, работа занимает меньше времени. Для проработки одной ситуации достаточно 4–5 сессий.