psyhologies.ru
тесты
текст: Ольга Сульчинская 

Я стыжусь своего происхождения

Им неловко рассказывать о своих родителях, об истории семьи и социальном положении. Откуда возникает это чувство унижения, смешанного с виной? И как научиться принимать свое происхождение?
alt

Рамиль, 35 лет, преподаватель математики

«Я родился в Москве в татарской семье, но с детства стыдился этого. В школе представлялся Романом и требовал от родителей, чтоб они тоже звали меня Ромой. А во время учебы в институте впал в другую крайность – напоказ носил жилет дорожного рабочего: «я же гастарбайтер!». Я полюбил русскую девушку, но не решался признаться отцу с матерью, что хочу на ней жениться, и так оказался «чужим среди своих». Но потом я пришел к выводу, что у всех людей одна национальность – земляне. Остальное – наша история, ее нельзя стыдиться, как нельзя и превращать в повод для превосходства над другими. Сейчас подрастает сын, я стараюсь говорить с ним по-татарски и сам с удовольствием вспоминаю родной язык, который чуть не начал забывать».

«Каждый раз, когда я навещаю родителей, я испытываю стыд, – рассказывает 29-летняя медсестра Людмила. – Провинциальные интерьеры, машина «как у людей», идиотские передачи, которые они смотрят по телевизору… Моя родня – полная противоположность родственникам моего мужа, культурным и элегантным. У мужа это вызывает улыбку, а я чувствую себя неловко и раздражаюсь. Но держу себя в руках». За раздражением скрывается страх быть отвергнутым – не принятым в то общество, которого бы мы для себя желали, или теми людьми, которых мы ценим.

Историческая память. В нашей стране у этого страха глубокие корни. «Мы пережили периоды социальных потрясений, и происхождение нередко ставилось в вину, становилось причиной репрессий, – объясняет семейный психолог Инна Шифанова. – Отсутствие рабоче-крестьянских предков, национальность («пятый пункт») могли стать в СССР причиной отказа в приеме в вуз, на работу, в поездках за границу». Положение изменилось, но многие видели, как страдают от унижений родители, а некоторые семьи скрывали свою историю, прибегая к вынужденной лжи и умолчаниям. «Это создает атмосферу тревоги и порождает бессознательный страх разоблачения. Такое болезненное отношение передается из поколения в поколение, так что нужна серьезная работа, личная и общественная, чтобы его преодолеть».

Я не знаю, где мое место. По мнению Морин Буажен (Maureen Boigen), специалиста по психотерапевтическому лечению межгенерационных проблем, чувство стыда возникает из-за несоответствия между личностью человека (или тем, кем он стал) и той средой, откуда он вышел. «Он постоянно чувствует собственную неуместность, живет с ощущением незаслуженности своих достижений и невольно начинает задумываться о том, кто же он на самом деле». Этим объясняется и раздражение. «Так проявляется подавленный гнев – злость на своих родителей, как если бы они недостаточно заботились о нас и не обеспечили тем происхождением, которое мы считаем достойным себя», – добавляет Инна Шифанова.

Я не решаюсь превзойти родителей. Стыд за происхождение – участь тех, кто оторвался от родительской среды, заметно изменил окружение. «Этот факт связан с эдиповым комплексом, с тем моментом, когда ребенок вынужден ради собственного развития сравняться с собственным отцом, а затем и превзойти его, – отмечает психоаналитик Клод Жанен (Claude Janin). – Если нам удается сделать это во взрослом возрасте, то сохранившаяся детская часть нашей личности бессознательно осуждает нас за это, спрашивая: «За кого ты себя принимаешь?» – и порождает таким образом стыд и чувство вины».

Что делать?

Найти чем гордиться

«Бесполезно убегать от своей истории: эти попытки лишь усилят стыд и страх разоблачения, – утверждает Инна Шифанова. – Полезнее двинуться ей навстречу и узнать как можно больше про свой род. В нем непременно обнаружатся персоналии, которыми можно гордиться, – смелые, мужественные, предприимчивые, любящие люди. Без таких людей род просто не смог бы выжить. Ищите, они есть в вашей семейной истории».

Провести переоценку

«Некоторые семейные события сегодня получили бы совсем другую оценку, – напоминает психотерапевт Морин Буажен. – Например, рождение внебрачного ребенка осуждалось обществом, в котором жили наши предки. Поэтому стоит мысленно перенести болезненные эпизоды прошлого в современный контекст. Во многих случаях осуждение просто теряет смысл».

Осознать происходящее

«Стыд и вина причиняют бессмысленные страдания и могут стать разрушительными, если начнут влиять на поведение, – считает психоаналитик Клод Жанен. – Психоанализ позволяет осознать, откуда берутся эти переживания, из чего складываются, с тем чтобы не позволить им себя захватить».

Источник фотографий: ERIC GIRIAT FOR PSYCHOLOGIES MAGAZINE FRANCE
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.


есть замечательный грузинский фильм "Покаяние" режиссёра Мумладзе. сами грузины его очень неоднозначно приняли, поэтому сегодня об этом настояящем шедевре киноискусства не вспоминают, хотя задействованы гениальные артисты. там изложена история семьи, одной, другой, история страны. вкратце: то ли партработник, то ли комиссар, большая шишка живёт по локоть в крови своего народа. ассоциации возникают то со сталиным, то с берией. у него подрастает сын, который учится у него лихо скакать и лихо лишать жизни. есть другая семья, друзья и жертвы первой, жена там ползает на коленях, умоляя бывшего друга пощадить ее безвинного мужа. замечательна сцена, где этот берия картинно-медлительно отстраняет руки женщины на коленях. сын, выслужившийся до партийного бонзы, у которого куры денег не клюют, не может похоронить отца: каждую ночь его кто-то выкапывает и ставит плашмя у дерева в саду его городского дворца. с третьего раза это оказалась дочь тех мужа и жены. у самой у неё тоже растёт дочь, в которую влюблен, догадайтесь кто, Лаврентий III. лаврент II горит желанием сгноить нахалку в тюрьме и слышать ничего не хочет о женитьбе сына на этой... его, правда, мучают воспоминания о свихнувшемся отце, который не мог заснуть пока не застрелит солнце (замечательная сцена). наконец, внук кончает самоубийством, а сын уже сам выкапывает отца и вышвыривает труп в пропасть. можно домысливать зрителю, что если б он поступил так с самого начала, внук остался б жив. старушка в конце фильма спрашивает главную героиню, которая выглянула к ней из окна: эта дорога ведёт к храму? нет, бабушка-колбатоно, эта улица сталина, она не ведет к храму. старушка осуждающе смотрит и говорит: зачем нужна дорога, которая не ведёт к храму? кстати, если кто слышал эту фразу и не знал, откуда она, теперь знает. теперь вернёмся к нашим комплексующим по поводу своего происхождения. национальность, вероисповедание, социальное положение, уровень образования, статус в обществе, если только из-за этого комплексуют люди до того, что стесняются своих корней, таких людей просто жаль. для выздоровления им следует самим поставить себе анамнез: тщеславие, гордыня, презрение к тем, кто "рожей не вышел". когда они осознают, что корень всего зла только в этом, им станет легче, попросят мысленно близких простить им этот грех и жизнь не будет им так ядовита. есть только одна причина выкапывать труп и выбрасывать на помойку, когда ты сам открещиваешься от такого подлеца и не ищешь ему оправданий. только тогда потомок берия не несёт ответственности за негодяя-лаврентия
Psy like0

есть замечательный грузинский фильм "Покаяние" режиссёра Мумладзе. сами грузины его очень неоднозначно приняли, поэтому сегодня об этом настояящем шедевре киноискусства не вспоминают, хотя задействованы гениальные артисты. там изложена история семьи, одной, другой, история страны. вкратце: то ли партработник, то ли комиссар, большая шишка живёт по локоть в крови своего народа. ассоциации возникают то со сталиным, то с берией. у него подрастает сын, который учится у него лихо скакать и лихо лишать жизни. есть другая семья, друзья и жертвы первой, жена там ползает на коленях, умоляя бывшего друга пощадить ее безвинного мужа. замечательна сцена, где этот берия картинно-медлительно отстраняет руки женщины на коленях. сын, выслужившийся до партийного бонзы, у которого куры денег не клюют, не может похоронить отца: каждую ночь его кто-то выкапывает и ставит плашмя у дерева в саду его городского дворца. с третьего раза это оказалась дочь тех мужа и жены. у самой у неё тоже растёт дочь, в которую влюблен, догадайтесь кто, Лаврентий III. лаврент II горит желанием сгноить нахалку в тюрьме и слышать ничего не хочет о женитьбе сына на этой... его, правда, мучают воспоминания о свихнувшемся отце, который не мог заснуть пока не застрелит солнце (замечательная сцена). наконец, внук кончает самоубийством, а сын уже сам выкапывает отца и вышвыривает труп в пропасть. можно домысливать зрителю, что если б он поступил так с самого начала, внук остался б жив. старушка в конце фильма спрашивает главную героиню, которая выглянула к ней из окна: эта дорога ведёт к храму? нет, бабушка-колбатоно, эта улица сталина, она не ведет к храму. старушка осуждающе смотрит и говорит: зачем нужна дорога, которая не ведёт к храму? кстати, если кто слышал эту фразу и не знал, откуда она, теперь знает. теперь вернёмся к нашим комплексующим по поводу своего происхождения. национальность, вероисповедание, социальное положение, уровень образования, статус в обществе, если только из-за этого комплексуют люди до того, что стесняются своих корней, таких людей просто жаль. для выздоровления им следует самим поставить себе анамнез: тщеславие, гордыня, презрение к тем, кто "рожей не вышел". когда они осознают, что корень всего зла только в этом, им станет легче, попросят мысленно близких простить им этот грех и жизнь не будет им так ядовита. есть только одна причина выкапывать труп и выбрасывать на помойку, когда ты сам открещиваешься от такого подлеца и не ищешь ему оправданий. только тогда потомок берия не несёт ответственности за негодяя-лаврентия
Psy like0
новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье