psyhologies.ru
тесты
текст: Изабель Тоб 

Андре Конт-Спонвиль: «Высота духа доступна не только верующим»

В своих книгах Андре Конт-Спонвиль (AndreComte-Sponville) описывает духовность, в которой нет ни Бога, ни религии. Он призывает к терпимости и открытости и намечает путь, идя по которому неверующие могут наполнить свою внутреннюю жизнь.

Интервью с Андре Конт-Спонвилем

Этот философ долгое время преподавал в Сорбонне (Universite Paris-I), а позднее посвятил себя книгам. Среди них — «Трактат об отчаянии и блаженстве» (Traite du desespoir et de la beautitude, PUF, 2002), «Малый трактат о великих добродетелях» (Petit Traite des grandes vertus, PUF, 1998), а также «Философский словарь» (Dictionnaire philosophique, PUF, 2001). В 18 лет он отошел от веры и стал атеистом.

Андре Конт-Спонвиль (Andre Comte-Sponville) Андре Конт-Спонвиль (Andre Comte-Sponville)

«Атеисты должны создать такой тип духовности, который согласуется с идеей мира, где Бога нет». Этот призыв философа Андре Конт-Спонвиля вызывает замешательство у тех, для кого духовность — синоним религиозности. Между тем он убежден в том, что у каждого, кто обладает разумом, есть и духовная жизнь. Речь не о том, чтобы отправляться в крестовый поход против всех религий, и уж тем более не о том, чтобы смеяться над верующими. Если за что-то и надо сражаться, считает он, так это за светскую духовность и свободу совести. Его призыв к толерантности и открытости особенно актуален сейчас, когда разного рода фундаменталисты толкают нас к кровопролитию.

Psychologies:  Почему вы отстаиваете светскую духовность?
Андре Конт-Спонвиль:  Основных причин три. Первая и самая важная: уже много лет мне хотелось высказаться по поводу духовности. Я атеист, материалист и рационалист, но это не повод отказываться от духовной жизни. Если я атеист, это не значит, что я соглашусь «кастрировать» свою душу! Атеисты испытывают не меньший, чем верующие люди, интерес к духовной жизни. Вторая причина — это религиозный ренессанс, в том числе в самых опасных формах: фундаментализм, обскурантизм, фанатизм… Мне кажется, важно с этим бороться, не впадая в ту же нетерпимость, что и у фанатично верующих. Это как раз третья причина — желание показать, что можно защищать идеалы Просвещения и светского общества, не впадая в ненависть к религии.
читайте такжеЛюбовь в наше время – тема более неприличная, чем секс
Что значит быть атеистом?
А. К.-С.: Это значит верить, что Бога не существует. «Отрицательная» вера — это тоже вера. Этим атеист отличается от агностика, который не верит ни во что, он просто отказывается выносить суждение. Я же занимаю совершенно другую позицию! Я не нейтрален и не безразличен. У меня нет доказательств — в этих вопросах их нет ни у кого. Но аргументы против существования Бога я считаю более вескими, чем аргументы в его пользу.
читайте такжеЛиния отрыва. После парижского кровопролития мы стали еще дальше от Парижа
Источник фотографий: PHILIPPE GROLLIER FOR PSYCHOLOGIES
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.


Замечательная статья. Духовность - это не только религия. Это стремление ко внутреннему совершенствованию, высоте духа. А дух - это настроение человека, его психологическое состояние. "Главная цель состоит не в том, чтобы быть атеистом, а в том, чтобы быть свободным, здравым, спокойным душой и по возможности счастливым человеком". Это и есть способ достижения духовноти для атеиста и его жизненная философия.
Psy like0
новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье