«Добрый Боже, дай мне целомудрие и воздержанность, но еще не сейчас!»

Труд «О граде Божьем» написан в ответ на катастрофу античного мира — взятие варварами Рима. По мысли Августина, «две разновидности любви порождают два града: земной град создан любовью к самим себе, доведенной до презрения к Богу, небесный — любовью к Богу, доведенной до полного самозабвения».

Несколько цитат из великих книг Блаженного Августина1.

  • Господи, как же так получается, что мы путешествуем, удивляясь и восхищаясь высотой гор, просторами морей, течением рек, устрашающей силой океанов и движением звезд, а когда мы смотрим внутрь себя, то не замечаем великого чуда?
  • Если ты любишь человека таким, какой он есть, то ты любишь его. Если ты пытаешься его поменять, то ты любишь себя. Вот и все.
  • Я ринулся в любовь, я жаждал ей отдаться. Я был любим, я тайком пробирался в тюрьму наслаждения, весело надевал на себя путы горестей, чтобы секли меня своими раскаленными железными розгами ревность, подозрения, страхи, гнев и ссоры.
  • Если бы Бог назначил женщине быть госпожой мужчины, он сотворил бы ее из головы, если бы — рабою, то сотворил бы из ноги; но так как он назначил ей быть подругой и равной мужчине, то сотворил из ребра.
  • Человек — это законченная картина, можно что-то в ней не любить, например, как на ней изображены горы или реки. Можно любить на этой картине что-то определенное. Но воспринимать ее нужно целиком. Или ты любишь человека всего, или нет. Да, иногда нельзя мириться с теми или иными чертами, и тогда нужно искать компромисс.
  • Если вы страдаете от несправедливости нехорошего человека — простите его, а то будет два нехороших человека.
  • Вера — это способность поверить в то, чего вы пока не видите. И в награду за эту веру вы увидите то, во что поверили.
  • Чудо противоречит не законам природы, а лишь нашим представлениям о законах природы…
  • Кто ненавидит мир? Те, кто растерзал истину.
  • Таков предел, положенный Тобою земным вещам, потому что они только части целого, существующие не одновременно; уходя и сменяя друг друга, они, как актеры, разыгрывают все цельную пьесу, в которой им даны удельные роли. Речь не будет целой, если каждое слово, отзвучав в своей роли, не исчезнет, чтобы уступить место другому.
  • Время не проходит впустую и не катится без всякого воздействия на наши чувства: оно творит в душе удивительные дела. Дни приходили и уходили один за другим; приходя и уходя, они бросали в меня семена других надежд и других воспоминаний; постепенно лечили старыми удовольствиями, и печаль моя стала уступать им; стали, однако, наступать — не другие печали, правда, но причины для других печалей. Разве эта печаль так легко и глубоко проникла в самое сердце мое не потому, что я вылил душу свою в песок, полюбив смертное существо так, словно оно не подлежало смерти?
  • Все это происходит во мне, в огромных палатах моей памяти. Там в моем распоряжении небо, земля, море и все, что я смог воспринять чувством, все, кроме мной забытого. Там встречаюсь я и сам с собой и вспоминаю, что я делал, когда, где и что чувствовал в то время, как это делал.
  • И мои душевные состояния хранит та же память, только не в том виде, в каком их когда-то переживала душа. Я пробегаю и проношусь повсюду, проникаю даже вглубь, насколько могу, — и нигде нет предела; такова сила памяти, такова сила жизни в человеке, живущем для смерти.

1 Блаженный Августин «О Граде Божием» (Харвест, АСТ, 2000); Блаженный Августин «Исповедь» (Харвест, 2006).