psyhologies.ru
тесты
текст: Сильва Степанян 

Этти Хиллесум, служившая другим

Своими дневниками узница Освенцима Этти Хиллесум доказала: даже в самых страшных условиях человек может не только остаться человеком, но и продолжить свое развитие и обрести, в конце концов, самого себя и Бога.
Этти ХиллесумЭтти Хиллесум

Рожденная от отца – голландца и русской еврейки, эмигрировавшей из России в Голландию в начале XX века, Этти Хиллесум (Etty Hillesum), старшая из троих детей, впитала в себя обе культуры, славянскую и европейскую. Возможно, именно это помогло ей жить, работать и любить в очень тяжелое для всего мира время. После окончания лицея в Девентере Этти покидает родительский дом, и начинаетcя сложный, часто опасный, но всегда мужественный путь ее становления. В Амстердаме она сначала изучает голландское право и славянские языки, затем увлекается русским языком и литературой. Позже роман Достоевского «Идиот» и русский словарик она положит в сумку, чтобы пронести с собой в лагерь, вместо того, чтобы запастись продуктами.

Судьбоносная встреча в начале войны с учеником Юнга, психоаналитиком Юлиусом Шпиером окажет огромное влияние на личность Этти, подарит ей не только любовь, дружбу, глубокое понимание себя и другиx, но и поможет окончательно определиться с выбором своего пути – служение людям и Богу. Служением будет наполнена ее жизнь до последнего вздоха.

Ее даты

  • 15 января 1914: Этти Хиллесум родилась в городе Мидделбург (северо-запад Голландии).
  • 1932–1939: изучает в Амстердаме право и языки.
  • 9 марта 1941: пишет в дневнике о первой встрече с Юлиусом Шпиером.
  • 15 июля 1942: начинает работать в культурном отделе Еврейского совета в Вестерборке.
  • 30 июля 1942: уходит добровольцем в транзитный лагерь в Вестерборке.
  • Сентябрь 1942: смерть Шпиера.
  • 5 декабря 1942: Этти покидает лагерь и на полгода ложится на лечение в амстердамскую больницу. Друзья предлагают ей убежище, но Этти отказывается.
  • 5 июня 1942: возвращается в лагерь в Вестерборке.
  • Июль 1943: упраздняется особый статус работника ЕС, и Этти становится обычной заключенной.
  • Сентябрь 1943: мать Этти Реббека Хиллесум пишет шефу полиции СС в Голландии Г.А. Ройтеру в попытках спасти свою семью.
  • 7 сентября 1943: по приказу Ройтера всю семью немедленно депортируют в Освенцим.
  • 30 ноября 1943: Этти умирает в Освенциме.

Ключи к пониманию

Всю свою недолгую, но очень насыщенную жизнь Этти не переставала учиться. Будь то языки, литература, психология – во всем она старалась дойти до самой сути. «Знание есть сила, – писала она в своих дневниках, – и, вероятно, по этой причине я стремлюсь к их накоплению… из желания быть сильной, значимой… Но Господи, дай мне мудрость, не знание». Способность глубоко анализировать помогает Этти остро чувствовать и понимать происходящие вокруг события и не сливаться с массой, оставаясь отдельным, независимым человеком.

Этти не признает трусость, двойственность, лицемерие. Отчетливо понимая, что происходит вокруг нее, она тем не менее не изменяет себе, не приспосабливается, как многие ее современники, но пытается шаг за шагом претворять в жизнь свои принципы и ценности. Отправляется добровольцем в лагерь, отказываясь от помощи друзей, – фактически идет на смерть. «Не то чтобы я страдаю особым видом мазохизма, который решительно толкает меня ехать [в лагерь] и отрываться от основ моего существования. Но буду ли я счастлива, если отстранюсь от участи, навязанной другим?» – рассуждала Этти.

Будучи свидетелем того, во что превращают людей ужасные обстоятельства жизни, Этти училась не осуждать, но жалеть и понимать преступников и искать корни их пороков… в самой себе. «Это единственное решение, – писала она, – на самом деле единственное, я не вижу другого выхода... нужно, чтобы каждый из нас обратился к себе и вырвал с корнем и уничтожил в себе все, что он считает нужным уничтожить у других. Можно быть уверенным, что малейший атом ненависти, который мы добавляем этому миру, делает его еще более неуютным, чем он был».

В безумное время войны Этти опирается не только на свои знания психологии человека, но и на внутренние силы. Чем страшнее происходящее вокруг, чем ужаснее реальность, тем чаще она обращается за ответом в глубины собственной души. «Внутри меня существует очень глубокий колодец. И в этом колодце обитает Бог. Иногда я тоже там. Но слишком часто колодец засыпан песком и камнями, и Бог погребен под ними. И тогда моя задача – снова откопать его».

читайте также«Я был в Аушвице»
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье