psyhologies.ru
тесты

Философия тех, кто в пути

Поспешать медленно, давать возможность событиям развиваться своим чередом, но и не опускать руки: великие философы помогут нам увидеть наше желание перемен в новом свете.

«Кто я? Как стать тем, кто я есть на самом деле?» Эта постановка вопроса – основа любой философии. Но философ – не психоаналитик: он не ищет секреты, скрытые в бессознательном. Он не обращается к пациенту, наделенному собственным «Я», имеющему семейную историю, проблемы в отношениях с отцом, с матерью, любовь… Философия изучает ценности, которые нас связывают, она изучает нашу человеческую природу.

Нам часто кажется, что перемены должны быть результатом волевого акта, работы, решимости, активных действий. Но философия позволяет взглянуть на них по-другому: можно отпустить вожжи, и перемены случатся сами. Принять страдание и использовать его как рычаг, перестать подвергать все анализу и отказаться воображать себе будущее, чтобы сосредоточиться на том, что происходит здесь и сейчас. Речь не идет о том, чтобы утратить желание перемен, но, скорее, о том, чтобы научиться в большей степени доверять своим ощущениям, быть открытым эмоциям – даже болезненным, потому что они меняют наш взгляд на мир и на нас самих, а значит, вдохновляют на то, чтобы идти новым путем. Эти идеи созвучны мыслям четырех великих философов: Лао-цзы, Монтеня, Спинозы и Ницше. Их размышления о возможности счастливых перемен мы предлагаем вашему вниманию.

alt

Лао-цзы (Китай, VI–V вв. до н. э.) «Мудрец упражняется в недеянии»

Учение Лао-цзы, настаивающее на достоинствах «недеяния», на первый взгляд кажется призывающим к инертности. Ничего подобного: для Лао-цзы главное – предостеречь нас от иллюзорной возможности перемен по заказу, подконтрольных и управляемых. Хотим мы того или нет, перемены неизбежны, поскольку все мы взошли на борт корабля, у которого нет порта приписки. Это великий природный цикл, который называется Путь. Жизнь циклична, а реальность нестабильна. Мудрость состоит в том, чтобы сознательно позволить течению подхватить себя, чтобы следовать за потоком, чтобы жить в гармонии с этим бурным движением, где противоположности больше не отрицают друг друга.

alt

Монтень (Франция, 1533–1592) «Нет никакого постоянного существования»

Жизнь каждого из нас эфемерна, а существование – всего лишь движение, напоминает Монтень в своих «Опытах». «Нигде нет постоянного существования, ни в нас, ни в предметах». Его философия исходит из констатации реальности как вечного изменения. «Мир – это вечные качели», – пишет он. Чтобы следовать за потоком жизни, нужно плыть по его течению. Монтень «возделывает такую жизнь, какую Богу было угодно ему предоставить». Он готов повернуть налево, если появится препятствие справа, и не почувствует себя ущемленным. Его дело – изменить желания, раз уж он не может изменить реальность. Монтень не просит нас идти его путем – он показывает, как он живет, мы же свободны последовать (или нет) его примеру.

alt

Спиноза (Нидерланды, 1632–1677) «Радость – переход к большему совершенству»

Когда мы оказываемся игрушками жалких страстей – таких, как гнев, ненависть, угрызения, ревность, упоение несчастьем, презрение, – мы перестаем быть действующими лицами собственной жизни, уверяет Спиноза. «Как волны, гонимые ветрами, мы мечемся во всех направлениях». «Настоящий ад» – это негативные чувства, которым мы склонны потакать. Измениться же означает отказаться от этих чувств, чтобы вернуться к нашему природному состоянию существ, наделенных желанием и свободой. Чем покоряться негативным чувствам, лучше воспользуемся рассудком – пусть нам послужат слова. Усилие мыслить верно ведет к радости – чувству, которое, согласно Спинозе, присуще только человеку. Быть человеком значит радоваться!

alt

Ницше (Германия, 1844–1900) «Стань тем, кто ты есть»

Приглашение к метаморфозе находится в центре размышлений Ницше. Давайте станем легкими и воздушными – превратимся в канатоходцев, в танцоров, в путешественников без багажа, говорит он. Философ предлагает избавиться от мертвящих правил поведения, стать сверхчеловеками, чтобы быть поистине людьми. Его теория перемен изложена, в частности, в книге «Так говорил Заратустра». В ней он объясняет, каким образом человек оказывается в состоянии верблюда, который безропотно несет бремя ограничений, чтобы затем обернуться львом – все отрицающим существом, жаждущим уничтожить ценности, но «пока еще слишком неповоротливым для изящных танцев». В конце концов появляется ребенок, который любит, не боится и умеет сказать жизни настоящее «да».

Источник фотографий: EAST NEWS (2), FOTOBANK.COM (2)
P на эту тему
  •   

Psy like
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Принять свое несовершенствоПринять свое несовершенствоПринятие себя требует серьезной внутренней работы. Одним удается спокойно относиться к своим недостаткам, другие пытаются держать все под контролем. Чтобы достичь внутреннего равновесия, необходимо перестать спасаться бегством и решиться заглянуть в себя. Как мы устроены? Чего боимся? Что мешает быть собой? Ответы помогут вспомнить о талантах, нереализованных амбициях, признать свою красоту и начать заботиться о себе. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты