psyhologies.ru
тесты
текст: Подготовила Надежда Василевская 

Жак Кастерман: «Мы оторваны от своей сущности»

В чем способен нам помочь дух учения дзен? Жак Кастерман размышляет о том, можно ли полностью приспособить эту древнюю восточную традицию к нашему образу жизни и с ее помощью добиться желанного внутреннего покоя.
alt

Интервью с Жаком Кастерманом

Жак Кастерман (Jacques Castermane) родился в 1934 году. Работая кинезитерапевтом, он познакомился с основателем экзистенциальноинициальной психотерапии, немецким философом и психологом Карлфридом фон Дюркхаймом (Karl Friedrich von Durckheim), преподававшим буддизм, стал его учеником и сотрудничал с учителем до его смерти в 1988 году. С 1981 года руководит Центром Дюркхайма во Франции.

Psychologies:  Согласно учению дзен, чтобы ощутить внутренний покой, нам надо уметь «отступать». Как вы это объясните?
Жак Кастерман:  Жак Кастерман: Это значит дать задний ход, совершить движение назад, чтобы вернуться к своей истинной природе. Ведь когда человек открывает свою сущность, скрытую в самых глубинах его внутреннего мира, он обретает спокойствие, душевную ясность, веру в себя и доверие к миру. Именно этих качеств мучительно недостает современным людям.
А что такое наша «истинная природа»?
Ж. К.:  Взгляните на новорожденного. Если его основные потребности удовлетворены вполне, он безмятежен и живет, ощущая простую радость бытия. Но этот уровень существования, естественное «Я», постепенно уступает место другому – уровню «Я», приспосабливающегося к окружающей реальности.
Этот более поздний уровень и доставляет нам столько страданий?
Ж. К.:  Мы страдаем из-за того, что «идентифицируем» себя с этим «Я» и живем в отрыве от своей сущности. Это порождает тревогу и прочие состояния, которые ее сопровождают: растерянность, боязнь, стресс. Вернувшись к своей сущности, мы восстановим тот внутренний покой, который глубинно необходим для нашего здоровья. Идентифицируя себя со своим «Я», человек постоянно чувствует, что он чего-то недополучил, что ему чего-то не хватает, и нынешнее общество потребления лишь подстегивает это чувство. Но по сути дела мы страдаем не от нехватки, мы просто не знаем того, что у нас есть, – своей истинной природы.
А как проявляется тот – глубинный – уровень нашего существования?
Ж. К.:  Мы постигаем его через свой внутренний опыт, через переживание. Это те моменты, когда мы перестаем задавать себе вопросы о смысле жизни, ибо то, что мы проживаем, и дает нам ощущение этого смысла. Мы можем почувствовать это, любуясь закатом солнца, слушая концерт классической музыки или танцуя на дискотеке. Это может произойти, когда мы попадаем на территорию древнего монастыря, или в молчаливые минуты после любовных объятий. В эти моменты каждый человек ощущает всю полноту бытия и просто чувствует, что с ним все в порядке.
Но ведь мы не сами выбираем эти моменты, и, конечно же, они не могут наступить, когда мы с головой погружены в дела и суету!
Ж. К.: Действительно, не мы выбираем эти моменты, они сами нас находят. Мы не знаем, как это происходит и почему, – нас просто охватывает это чувство. И вот тут можно задать себе вопрос: «Что мне нужно делать, чтобы стать тем человеком, который открылся мне во время этого переживания: спокойным, с ясностью в душе и открытостью к миру?» Учитель дзен ответит так: «Упражняйся!» Дзен предлагает путь действия, путь опыта и упражнений, настраивающих человека на согласие, созвучие с его истинной природой.
Кажется, что следовать принципам учения дзен в обычной жизни очень просто, но на деле…

«Я НЕ ПРЕДЛАГАЮ ЗАБЫТЬ О ПРОШЛОМ ИЛИ НЕ ДУМАТЬ О БУДУЩЕМ. Я ПРОСТО ПРЕДЛАГАЮ НЕ ЗАБЫВАТЬ О НАСТОЯЩЕМ»

Ж. К.:  Для современных людей самыми сложными оказываются простые вещи. Что может быть легче, чем просто сесть и «ничего не делать, но всем существом», – как написал мой друг, философ, приверженец дзен-медитации Андре Конт-Спонвиль (Andre Comte-Sponville). Каждый день в течение двадцати минут оставлять привычные дела и ничего не делать, сосредотачивая внимание лишь на текущем моменте. «Исцеляет внимание», – говорил Будда своим ученикам. Например, оно излечивает от весьма свойственного людям недуга. Он заключается в том, что мы устремляемся мыслями в прошлое, которого больше нет, или в будущее, которое еще не наступило. Учась в каждом повседневном действии жить настоящим моментом, мы вступаем на путь исцеления.
Но ведь это своего рода бегство от реальности?
Ж. К.:  Нет, это умение жить в самой сердцевине того времени и пространства, в которых мы находимся. Я никому не предлагаю забыть свое прошлое или не думать о будущем. Я просто предлагаю не забывать о настоящем.
Можно ли это совместить с нашим сегодняшним ритмом жизни?
Ж. К.:  Пусть каждый решает сам, хочет ли он продолжать быстро вскакивать с постели, чтобы быстро позавтракать, быстро мчаться на работу… и быстро попасть в больницу с инфарктом или депрессией! «Если ты не обретешь спокойствия здесь и сейчас, то где ты его обретешь? И когда?» Этот вопрос я часто задаю себе в течение дня. Например, когда я стою в очереди в кассу в супермаркете или сижу в машине, стоящей в пробке.
Но наше волнение не зависит только от нас, оно часто связано с внешними обстоятельствaми, другими людьми…
Ж. К.:  Безусловно. Но от меня зависит, буду ли я идентифицировать себя с вечно нетерпеливым, взволнованным, агрессивным «Я» или нет… Такое стремление к личному усовершенствованию может показаться эгоистичным. Но представьте себе, каким подарком для ребенка, приходящего из школы, может оказаться встреча с мамой, если у нее найдется для него время! Как повезет сотрудникам предприятия, если его руководители с помощью ежедневных медитаций преодолеют начальственные стереотипы и будут проявлять свойственную им от природы человечность. Каждый день я на какое-то время отступаю от будничной суеты для того, чтобы радовать других людей теми качествами, которых больше всего недостает нашим современникам: спокойствие тела, ясное сознание и мир в душе.
А бывают ли у вас еще такие моменты, когда вы выходите из себя?
Ж. К.:  Каждый день! Но раньше мои реакции выводили меня из себя иногда на несколько часов… а то и дней. А сегодня моему «Я» удается воцариться лишь на несколько секунд!
И как вам это удается?
Ж. К.:  Я обращаю на это внимание. Я отмечаю: «Ага, ты испытываешь эмоцию», «Ты осуждаешь». Я встаю, распахиваю ставни – и первая реакция: «Черт, дождь!» Затем я начинаю хохотать и говорю себе: «Ты медитируешь уже более тридцати лет – и вот все, что ты можешь себе сказать! Посмотри, как довольны деревья, ты тоже мог бы порадоваться. Просто не забудь надеть плащ». Если бы я не обратил внимания на свою реакцию, она бы, безусловно, вскоре незаметно погрузила меня в дурное настроение.
Курс психоанализа, который вы прошли, наверное, тоже помог вам в этой работе по достижению внутренней гармонии?
Ж. К.:  Мне повезло: в течение восьми лет я общался с учеником и другомКарла Густава Юнга , доктором Игнацием Таубером (Ignace Tauber). Благодаря ему я сумел взглянуть с точки зрения психоанализа на то, как я живу в мире, как я существую. Это была замечательная работа по избавлению от чувства вины. Психоанализ, медицина для души, излечивает страдающее «Я». Дзен, наука об излечении души, предлагает человеку излечиться от своего «Я», являющегося причиной его страданий.
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

  • UnoSolo   
    303 недели назад

реинкарнация души происходит..в том же теле совершенно другой человек..заново учится жить. замечательная статья.спасибо
Psy like0
новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье