psyhologies.ru
тесты

Кришнамурти, сам себе свет

Этот яркий мыслитель откровенно тяготился ролью классического гуру. Его учение легче не понять — почувствовать. Увидеть жизнь глазами человека, который ощущал мир как прекрасное целое.
alt

«Кришнамурти не существует, как не существует ни Бога-утешителя, ни смысла жизни» – так утверждает этот ироничный, ни на кого не похожий индийский философ. Истина для него – это «страна без дорог», личный образ, который постоянно созидает каждый из нас. И сам он не претендует на то, что познал истину или несет ее людям: «Когда вы начинаете следовать за кем-то, вы перестаете следовать за истиной». Каждый человек может соприкоснуться с собственной мудростью – без посредников, отбросив легковерие и прописные истины, и тогда он станет «сам себе учитель и сам себе свет». В таком ключе, который нашел бы понимание у другого философа – Сократа, он подводит нас к тому, «как мыслить», и призывает к «тихой революции» – к самопознанию и преодолению страха, чтобы открыться навстречу реальности «того, что есть» и пойти по единственному пути, ведущему в духовное измерение нашей жизни.

Сбежав из Индии, где в нем слишком желали видеть гуру, он обосновался в Калифорнии. Последующие 50 с лишним лет он ездил по всему свету, читая лекции, на которых побывали тысячи людей. Тексты его бесед, дышащие предельной честностью и всегда с долей юмора, до сих пор привлекают огромную аудиторию. «Этот яркий западно-восточный мыслитель показал, что можно уйти с поверхностного уровня жизни вглубь без всяких догматов, – говорит философ Григорий Померанц. – Кришнамурти убеждает парадоксами и стихотворениями в прозе – вне логики, вне рассуждения. Он убеждает всем собой».

Его даты

  • 1895: родился в ортодоксальной брахманской семье на юге Индии.
  • 1908: взят на попечение главой Теософского общества Анни Безант, которая хочет воспитать из него мирового Учителя и мессию.
  • 1911: становится неофициальным главой «Ордена звезды Востока».
  • 1911-1921: учится в Англии.
  • 1922: получает новый духовный опыт, связанный с трансформацией сознания.
  • 1929: отказывается от роли мирового Учителя, заявляет о нежелании участвовать в религиозных организациях.
  • 1930: переезжает в Калифорнию (США). Выступает перед многотысячными аудиториями в разных странах.
  • 1969–1974: публикует свои знаменитые беседы «Единственная революция» и «Свобода от известного».
  • 1986: умирает в Калифорнии.

Ключи к пониманию

Внимательно относиться к настоящему

Догмам, моделям, непоколебимой вере в авторитеты Кришнамурти противопоставляет бдительность, риск, постоянные сомнения. «К истине нет дорог, и в этом ее прелесть – она живая…» Чтобы добраться до нее, достаточно уделять пристальное внимание настоящему, обычной повседневности. «Вы не можете познать себя, если не увидите себя таким, как вы есть, в данный момент, не искажая себя и не испытывая желания себя менять. В этот момент то, что вы увидите, навсегда изменится, потому что исчезнет дистанция между наблюдателем и наблюдаемым, а без нее нет конфликта».

Жить как новое существо

«Знать» в понимании Кришнамурти означает «полностью обнажить себя, сбросить с себя груз прошлого и реагировать на сюрпризы и вызовы жизни как новое существо». Это значит освободиться от мысли, которая является привычной реакцией нашей памяти – такой реакцией, которая нацелена на постоянное прокручивание знакомой и тем самым ободряющей нас схемы.

Страх мешает уму раскрыться

Любая школа – это «смертоносный гончарный круг», который крутится вокруг прошлого, специализации, конкуренции и авторитета. Нужны такие школы, где самопознание преподается наравне с математикой. Задача этих школ – давать знания и развивать учеников, не запугивая и не давя авторитетом: «Как только появляется страх, вы перестаете по-настоящему постигать новое… Накапливание знаний превращает нас в роботов, а познание позволяет уму быть спонтанным, молодым и чутким».

Обрести неподвижность ума

Хотя Кришнамурти никогда не рассказывал о собственном способе медитации, он объясняет, как можно увидеть истину. «Знаете ли вы, что значит смотреть на дерево без единой мысли, без воспоминаний, которые бы примешивались к вашему созерцанию, к вашим ощущениям, к вашим чувствам в это мгновение сосредоточенности, – так, будто есть только дерево, а вас, смотрящего на это дерево, нет?» В момент этой неподвижности ума «истина может обрести существование». Для Кришнамурти это состояние есть созидание, безграничное пространство, пропитанное «невероятной энергией Вселенной».

Красота там, где нет эго

«Любовь – это не ощущение. Не удовольствие, не желание и не его утоление. Не ревность и не ненависть. Чтобы испытать ее, нужно быть очень восприимчивым к красоте. Речь не о женской или мужской красоте… Красота, о которой я говорю, существует там, где нет эго. Эта красота, эта любовь, эта истина – наивысшая форма разума…»

Об этом

Тексты бесед Джидду Кришнамурти

  • «Вне насилия». София, 2004.
  • «Образование и смысл жизни». София, 2003.
  • «Единственная революция». Разум, 1997.
Источник фотографий: Инга Аксенова
P на эту тему
  •   

Psy like
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Принять свое несовершенствоПринять свое несовершенствоПринятие себя требует серьезной внутренней работы. Одним удается спокойно относиться к своим недостаткам, другие пытаются держать все под контролем. Чтобы достичь внутреннего равновесия, необходимо перестать спасаться бегством и решиться заглянуть в себя. Как мы устроены? Чего боимся? Что мешает быть собой? Ответы помогут вспомнить о талантах, нереализованных амбициях, признать свою красоту и начать заботиться о себе. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты