текст: Любовь Малышева 
PSYCHOLOGIES №33

Максимилиан Волошин, объединяющий людей

«Все видеть, все понять, все знать, все пережить», – вот сформулированный Максимилианом Волошиным кодекс поэта. Эта восприимчивость к внешнему миру, невозможность ограничить себя узкими рамками одной эстетической школы и была, вероятно, причиной того, что среди выдающихся поэтов Серебряного века Волошин занимал особое место. Он не примкнул ни к символизму, ни к акмеизму или футуризму. Он и внешне мало походил на поэта: плотный, кряжистый, предельно естественный в одежде и в быту… Макс, как называли его все, сумел построить совершенно особый мир, открытый для друзей и случайных спутников.
alt

Поэт и замечательный художник-акварелист, Волошин главной своей школой считал впечатления реальной жизни. Поразительны жизненные и творческие маршруты поэта: Киев, Москва, Петербург, вся Европа, азиатские пустыни и, наконец, знаменитый Коктебель, навсегда связанный с именем Волошина. «Дом Волошина, – говорил Андрей Белый, – это живой слепок неповторимого лика, вечная память о нем». Сам же создатель этого дома писал: «Волошинский дом – это не я. А целый коллектив. Коллектив художников, поэтов, философов, музыкантов, ученых». Памятником Волошину стал и весь Коктебель со знаменитой скалой, напоминающей профиль поэта:

Его полынь хмельна моей тоской,Мой стих поет в волнах его прилива,И на скале, замкнувшей зыбь залива,Судьбой и ветрами изваян профиль мой.

Его даты

  • 16 мая 1877: в Киеве в семье члена киевской палаты уголовного и гражданского суда Александра Максимовича Кириенко-Волошина и его жены Елены Оттобальдовны (урожденной Глазе) родился сын Максимилиан. n 1881: смерть отца, переезд в Москву.
  • 1897-1900: учеба на юридическом факультете Московского университета.
  • 1901: слушает лекции в Сорбонне.
  • 1899-1902: путешествует, занимается живописью.
  • 1903: строит дом в Коктебеле.
  • 1910: выходит его первый сборник «Стихотворения».
  • 1917: переводит Эмиля Верхарна, выпускает сборник «Иверни».
  • 1920-1922: работает в области народного просвещения.
  • 1927: открытие авторской выставки в Государственной академии художественных наук.
  • 1929: акварели Волошина экспонируются на выставке в Голландии.
  • 1931: передает свой дом Союзу писателей
  • 11 августа 1932: Максимилиан Волошин скончался; погребен в Крыму, в Коктебеле на горе Кучук-Енишары, впоследствии названной Волошинской.

Ключи к пониманию

Любовь к странствию

«Земля настолько маленькая планета, что стыдно не побывать везде», – писал Волошин матери. Он объездил и обошел пешком пол-Европы и любил чувствовать себя странником. «Полгода, проведенные в пустыне… были решающим моментом в моей духовной жизни. Здесь я почувствовал Азию, Восток, древность, относительность европейской культуры». В этом странном для многих единстве выковывался его мир:

Гаснут во времени, тонут в пространствеМысли, событья, мечты, корабли…Я ж уношу в свое странствие странствийЛучшее из наваждений земли.

Дружить щедро

Сам себя Максимилиан Волошин называл «коробейником идей». Марина Цветаева, подхватив его слова, назвала его «коробейником друзей». В самом деле, трудно назвать другого человека, столь щедрого на дружбу, как Волошин. Он любил давать, давал щедро: ночлег, свежую акварель, обед, мысль, стихотворение, надежду. Он предотвращал возможную вражду, зависть, недоброжелательство. Опять Цветаева: «Всякую занесенную для удара руку он, изумлением своим, превращал в опущенную, а бывало, и в протянутую». Делал он это легко и душевно.

Открыть свой дом

В стихотворении «Дом поэта» Волошин признается в любви к, может быть, главному произведению своей жизни – коктебельскому дому:

Утихла буря. Догорел пожар.Я принял жизнь и этот дом, как дар -Нечаянный, – мне вверенный судьбою,Как знак, что я усыновлен землею.

Вряд ли простым гостеприимством можно объяснить такое непостижимое явление, как то, что в 1924 году в доме поэта побывало около 300 человек, в 1925-м – около 400, в 1928-м – 625 и т.д. Среди постоянных гостей – К. Чуковский, И. Эренбург, О. Мандельштам, А. Белый, В. Брюсов и многие другие поэты и художники.

Всей грудью к морю, прямо на востокОбращена, как церковь, мастерская,И снова человеческий потокСквозь дверь ее течет, не иссякая.

В 1931 году Волошин передал свой дом в дар Союзу писателей.

Понимание как человеческий долг

В дни Первой мировой войны Волошин открыто заявляет: «Я отказываюсь быть солдатом, как европеец, как художник, как поэт… Как поэт я не имею права поднимать меч, раз мне дано Слово, и принимать участие в раздоре, раз мой долг – понимание». Война для Волошина – величайшая трагедия народов. Для него в эти дни «нет ни врага, ни брата: все во мне, и я во всех». Еще резче эта позиция проявилась в Гражданскую войну, о чем гениально написала Марина Цветаева: «Он спасал красных от белых и белых от красных, вернее, красного от белых и белого от красных, то есть человека от своры, одного от всех, побежденного от победителей. И в этом выборе он непреклонен:

А я стою один меж нихВ ревущем пламени и дымеИ всеми силами своимиМолюсь за тех и за других.

Об этом

  • Сергей Пинаев. «Максимилиан Волошин, или себя забывший бог». Молодая Гвардия, 2005.

Книги Максимилиана Волошина

  • «Я мысленно вхожу в ваш кабинет. Стихи, поэмы, статьи». Эксмо, 2002.
  • «История моей души». Аграф, 2000.
Источник фотографий: Инга Аксенова
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты