psyhologies.ru
тесты

Михаил Бахтин, участник диалога

Филолог и культуролог, он помог психологии стать человечнее, доказав: наша внутренняя сложность и неоднозначность – не порок человеческой личности, но главный ресурс ее непрерывного развития.
alt

Психология многим обязана другим гуманитарным наукам. Именно они помогли ей преодолеть стремление к упрощению внутреннего мира человека и склонность объявлять душевные конфликты и внутренние раздоры отклонениями и нарушениями. Понимание того, что сложность и неоднозначность, споры с самим собой – это вовсе не патология личности, но главный ресурс ее развития, приходило постепенно. Психологи перенимали это знание у философов, писателей, художников. Достоевский, Кафка, позже Тарковский...

Одним из ярчайших соседей по профессии, у которых думающие психологи учились подлинной психологии, был, без сомнения, Михаил Бахтин – человек, работы которого составили целую эпоху не только в филологии, но и в культурологии, антропологии, искусствознании...

Жизнь Бахтина, как и многих других современников Советской власти, оказалась расколота на несколько. В 20-е годы – блестящий старт, бурная творческая деятельность, публикации. Следующие 30 с лишним лет – черная дыра: приговор ОГПУ, высылка на шесть лет, потеря ноги, черствый хлеб сельского учителя, затем преподавателя провинциального пединститута. И в последние 15 лет жизни – признание, книги, переезд в Москву – Бахтин успел еще при жизни обрести репутацию классика, подтвердив старое правило, что в России надо жить долго. Но не просто жить – даже в самые безнадежные периоды он не переставал работать «в стол», без надежды на публикацию. И, возможно, именно потому его слово, заряженное смыслом, смогло пробиться к читателям при жизни автора – в те времена, когда не многие могли похвастать подобным везением...

Его даты

  • 4 (16) ноября 1895: родился в Орле в семье банковского служащего.
  • 1913-1918: слушает лекции в Новороссийском (Одесса) и Петроградском университетах.
  • 1929: приговорен к пяти годам лагерей.
  • 1945-1961: преподает в Мордовском пединституте в Саранске.
  • 1946: защищает кандидатскую диссертацию.
  • 1960-1965: «Открытие» Бахтина группой московских филологов круга Юрия Лотмана; выходят книги «Проблемы поэтики Достоевского» и «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса».
  • 7 марта 1975: скончался в Москве.
  • 1996: начало выхода академического собрания сочинений в семи томах.

Ключи к пониманию

Смысл по ту сторону слов

В живой речи нет «передачи сообщения» – она сама и есть сообщение. В ней нет однозначных «кодов» – очень многое зависит от тона и внешних обстоятельств. «Каждое высказывание – это звено в цепи других высказываний», оно живет в мире других фраз на ту же самую тему, в том числе еще не произнесенных, лишь предполагаемых. Именно поэтому смысл сказанного не содержится в самих словах, а впитывается из жизненных контекстов.

Диалог и полифония

«Жить – значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться». В диалог вступают два любых смысла, два любых высказывания, соприкоснувшихся между собой. Бахтин сформулировал свои идеи диалогичности, анализируя романы Достоевского: в них он увидел особый, полифонический тип повествования о мире, при котором герои являются не объектами оценивающего авторского взгляда, а носителями собственного голоса. каждом из нас тоже звучат несколько голосов, их только непросто услышать. Это не болезнь, а полифоническое устройство нашего сознания, позволяющее продуктивно использовать многозначность нашего опыта.

Я и Другой

То, как мы относимся к себе, не является отражением – прямым или негативным – того, как мы относимся к другому человеку. Это процессы разной природы. Мы воспринимаем другого только через собственное к нему отношение, то есть как ограниченный образ. Но самого себя мы не можем вписать ни в какие границы или рамки – себя мы воспринимаем только внутренним чувством. Вживаясь в страдания другого, мы переживаем их именно как его страдания, а потому реакцией на них является не крик боли, но слова утешения. Можно хотеть быть любимым, но нельзя любить себя как другого. Поэтому только другой является источником той правды о нас, которая напрямую нам недоступна.

Не-алиби в бытии

Участие человека в бытии Бахтин называет «не-алиби». Этим он подчеркивает, что каждый из нас занимает в мире определенное место, и из этого выводится уникальная ответственность каждого нашего поступка: «С моего единственного места открыт подход ко всему единственному миру, и для меня только с него». Ответственность проявляется в признании своего участия в жизни, в противоположность утверждению своей непричастности или представительства («я действую как представитель группы, ничего личного»). «Жить – значит занимать ценностную позицию в каждом моменте жизни».

Источник фотографий: Инга Аксенова
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Антистресс: как жить спокойнееАнтистресс: как жить спокойнееМы часто ищем способ снизить напряжение и избавиться от стресса. Но забываем, что стресс дает нам шанс лучше осознать свои эмоции, перестать их бояться и обрести внутренне умиротворение. Что такое стресс с точки зрения нейропсихологии и что мы можем ему противопоставить? Как избежать истощения и согласовать требования общества с личными интересами? Досье поможет распознать тревожные сигналы, определить причины стресса и найти жизненный баланс. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты