psyhologies.ru
тесты
текст: Екатерина Сальникова 

Станиславский, созидатель системы

Он мечтал о театре, где высокий профессионализм будет отправной точкой для совместных размышлений драматурга, режиссера, актеров и зрителей. Оказалось, что его система способна преобразить не только театр, но и жизнь.
alt

Однажды в зарубежной поездке я разговорилась с молодой американкой. Узнав, что я из России, она спросила: «What do think about Stanislavsky?» Я была потрясена. Почему менеджер из Нью-Джерси интересуется уникальным русским режиссером и актером? Оказалось, что Грейси только что закончила занятия по системе Станиславского – курс для повышения квалификации менеджеров. Всю дорогу из Франкфурта-на-Майне в Берлин мы говорили о Станиславском – создателе системы актерской игры, которую сегодня используют российские и голливудские актеры, бизнесмены и юристы, историки и имиджмейкеры.

Хотя родители Алексеева-Станиславского относились к элите предпринимателей, вся семья увлекалась театром. В своем подмосковном имении Любимовка (теперь там проводятся фестивали «Новая драма») Алексеевы всерьез занимались постановкой спектаклей. Константин обладал импозантной внешностью и выразительным голосом, будто созданными для сцены. Несмотря на это, с ранней юности настоящей его страстью стали артистическое самосовершенствование и эксперименты перевоплощения. Станиславский приобщал к счастью бесконечных профессиональных открытий, заражал верой в возможности человека творческого. Живя в эпоху революций и в годы сталинизма, он выше всего ценил душевные возможности человеческой личности. А его детище – Московский художественный театр – стал тем творческим организмом, который чутко выражал драматизм времени и давал зрителю душевные силы для сопротивления общественной дисгармонии.

«УЧИТЕСЬ ВОВРЕМЯ, С ПЕРВЫХ ШАГОВ, СЛУШАТЬ, ПОНИМАТЬ И ЛЮБИТЬ ЖЕСТОКУЮ ПРАВДУ О СЕБЕ!»

Его даты

  • 17 января 1863: родился в Москве, в многодетной семье промышленника Сергея Алексеева.
  • 1885: берет сценический псевдоним Станиславский в честь одного из актеров-любителей.
  • 1888: организует Московское общество искусства и литературы.
  • 17 июля 1889: венчается с Марией Перевощиковой (сценический псевдоним – Лилина).
  • 19 июня 1897: Станиславский и драматург и режиссер В.И. Немирович-Данченко решили организовать новый театр.
  • 26 октября 1898: Московский художественный театр открылся спектаклем «Царь Федор Иоаннович».
  • 1919: МХТ получает статус академического.
  • 1922-1924: возглавил гастроли МХАТа по Европе и США, которые принесли ему и русскому театру мировую славу.
  • 1924, 1926: в США, а затем в СССР издана книга «Моя жизнь в искусстве».
  • 1928: из-за болезни сердца Станиславский перестает играть. Пишет книгу об актерской системе.
  • 7 августа 1938: умер в Москве.

Об авторе

Катерина Сальникова – театральный критик и культуролог, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания.

Ключи к пониманию

Уметь меняться

После спектаклей Станиславский обязательно выслушивал мнения знакомых зрителей и въедливо расспрашивал тех, кто критиковал его игру. Потом он анализировал реакции на свое актерство и старался менять манеру игры, иногда радикально, даже если прежде гордился своими наработками и находками. В книге «Работа актера над собой», написанной в виде диалогов начинающих актеров с опытным режиссером и педагогом, Станиславский пишет от лица ученика, подчеркивая необходимость всегда замечать в себе недостатки и меняться в лучшую сторону. Так же увлеченно он относился и к работе над ролями партнеров по сцене.

Больше всего Станиславский боялся штампов, превращающих живое в мертвое, интересное – в банальное. Он всегда искал новых героев, новые сюжеты и творческие ходы. Но это не было самоцелью. Он искал то, чего еще сам не знал о мире, о людях, о себе.

Искать правду

«Не верю!» – восклицал Станиславский, когда актеры по-человечески фальшивили. Станиславский призывал искать правду жизни и правду личности во всем – в костюме, интонациях, ритме существования. Интересно, что сказал бы Станиславский сотруднику, утомленному нынешним офисным этикетом? Возможно, он посоветовал бы ему всегда помнить, что искренняя улыбка на лице нужна в первую очередь не начальству, не коллегам, но себе самому. Если тебя злят, ищи то, что вызывает в тебе добрые чувства, и сосредотачивайся на этом.

Видеть цель

Станиславский был убежден, что актер не может просто хорошо двигаться и просто хорошо произносить текст: он должен знать и чувствовать, зачем он это делает. Его система учит человека владеть своими психофизическими проявлениями, входить в любую роль как в собственное «Я», выражать в своем поведении именно то содержание, которое он хочет донести до окружающих.

Внутреннюю цель существования персонажа Станиславский обозначал как сверхзадачу. Ведь человек обязательно к чему-то стремится. В нашей обычной жизни мы чего-то желаем, на что-то претендуем. Привести свою внешность, походку, жесты, мимику в соответствие со своими интересами и целями – в этом реально может помочь система Станиславского.

Источник фотографий: Инга Аксенова
P на эту тему
  •   

Psy like
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Принять свое несовершенствоПринять свое несовершенствоПринятие себя требует серьезной внутренней работы. Одним удается спокойно относиться к своим недостаткам, другие пытаются держать все под контролем. Чтобы достичь внутреннего равновесия, необходимо перестать спасаться бегством и решиться заглянуть в себя. Как мы устроены? Чего боимся? Что мешает быть собой? Ответы помогут вспомнить о талантах, нереализованных амбициях, признать свою красоту и начать заботиться о себе. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты