psyhologies.ru
тесты
текст: Эльза Лествицкая 

Зачем нам быть здоровыми?

Мы все хотим быть здоровыми, а зачем? Неужели только для того, чтобы бесперебойно участвовать в производстве и потреблении? Современная медицина рассматривает человека как биологический механизм, а болезнь как поломку. Психотерапевт и философ Карл Дюркхайм предлагает другую точку зрения.
alt ФОТО Getty Images 

Современное здравоохранение безлично, оно основано на рациональном и естественнонаучном подходе, и «здоровье» для него означает лишь гарантированную работоспособность, которая позволяет человеку безупречно функционировать на рабочем месте и успешнее соответствовать безличным требованиям прагматически организованного мира. «При этом врач и пациент все реже встречаются друг с другом как человек с человеком», – считает Карл Дюркхайм. На место личной встречи встает отношение между безличным сообществом врачей, т.е. коллективом узких специалистов, с одной стороны, и организованным сообществом пациентов, с другой, «которое обращается к врачу с юридически обоснованным правом на безличную, научно обоснованную услугу».1

Граф по рождению, философ по образованию, психотерапевт по роду деятельности и дзен-буддист по призванию, Карлфрид фон Дюркхайм (Karl Friedrich von Durckheim) – один из основателей экзистенциальной философии, крупнейшая фигура в психотерапии ХХ века. В 1932 году он защитил докторскую диссертацию по философии, а пять лет спустя уехал в Японию. Там под руководством учителя дзен он осваивал стрельбу из лука и другие практики дзен-буддизма. Вернувшись в Германию после окончания Второй мировой войны, он основал собственную школу психотерапии.

Порой мы усваиваем этот взгляд на свой организм как на некий отчужденный от нас предмет, единственная задача которого – отлично функционировать. Но если мы смотрим на себя как на личность, а на свое тело – как на проявление этой личности, то мы захотим, чтобы к нам так же относились и врачи: чтобы в нас видели не просто пациентов, но людей. И тогда здравоохранение уже не может рассматривать каждого из нас как некий медицинский «случай», как объект лечения, а возвращение к тому, чтобы бесперебойно функционировать в обыденном мире, уже не может быть единственной целью лечения. «Разумеется, человек принадлежит также и обыденному миру и должен при необходимости уметь с ним обращаться, – замечает Карл Дюркхайм. – Однако целостность человека есть нечто большее, чем просто вещь, которую можно «отремонтировать» такими же вещными средствами. Человек есть также и личность, есть субъект, и то, что в нем можно понять и с чем можно обращаться «рационально», образует только часть внутри целого его жизни как личности». И, в конечном счете, даже и это «рациональное» можно увидеть и понять правильно, только исходя из этой личностной целостности».

Об этом
Жажда смысла. Человек в экстремальных ситуациях. Пределы психотерапии
Урсула Виртц, Йорг Цобели Жажда смысла. Человек в экстремальных ситуациях. Пределы психотерапии Психологическая травма уничтожает все, что помогает человеку видеть смысл в жизни. Может ли психотерапия помочь такому пациенту? Как? И в каких пределах?

Три измерения жизни

Жизнь человека как целостной личности протекает не в одной, но в трех плоскостях, утверждает Карл Дюркхайм.

  1. Низшая, биологическая плоскость. Она связана с природой тела, которая от рождения до смерти подчинена биологическим законам. На этом уровне задача медицины заключается в том, чтобы помочь пациенту держаться успешно и без болезней в обыденном мире.
  2. Вторая, личностная плоскость. Она соответствует природе «Я», человеческой личности. Здесь человек переживает боль и радость, успех и поражение, ищет безболезненной, защищенной и счастливой жизни перед лицом уничтожения и одиночества и постепенно растет, стремясь к воплощению себя. Такое «Я» нуждается в понимающем и помогающем человеческом обхождении со стороны другого человека и ожидает от врача гуманного подхода к своему страданию.
  3. Высшая, духовная плоскость. В ней человек выходит за границы своего «Я» и стремится раскрыть свое существо в контакте с некой духовной жизнью.

Предназначение человека как личности, как подчеркивает философ, исполняется в постоянном превращении из человека, живущего только своим «Я», в такого человека, которым он задуман в своем существе с точки зрения высшего замысла. И взгляд на человека как на личность в процессе становления ставит перед врачом совершенно новые задачи. Он должен понять, что человек страдает не только от того, что не может выполнять свои обязанности на работе, но также и от неполноты своей духовной сути. И в этом случае человек нуждается уже не только в заботе и понимании со стороны врача, но ищет руководства и сопровождения на пути развития своей личности. Обращенная к личности медицина расширяет представление о здоровья до понятия «ис-целения», до обретения возможности «бытия цельным».

читайте досье

Стать лучше

Страдание как предпосылка к росту

Всякая болезнь мешает осуществлению или даже разрушает тот план и тот порядок, который человек реализует в качестве природного «Я». Но страдание, которое мы в качестве «Я» воспринимаем как препятствие, одновременно предоставляет нам шанс для реализации нашей сущности.

Когда болезнь вторгается в нашу жизнь, наше «Я» пытается сопротивляться ей. Оно стремится как можно скорее снова стать здоровым и успешным, но тем самым препятствует действию ис-целяющих, то есть ведущих нас к обретению целостности, сил и остается глухо по отношению к голосу сущности. «Действие же сущности никогда не нацелено только на устранение мешающего симптома, – настаивает философ, – но всегда, одновременно и прежде всего – на трансформацию и созревание всего человека». Стремясь только к восстановлению естественного функционирования, мы, возможно, лишаем себя возможности духовного роста. Такое здоровье оказывается бесцельным с точки зрения нашего истинного предназначения.

Больной страдает не только от того, что не может выполнять свои обязанности на работе, но и от неполноты своей духовной сути.

Дюркхайм рассматривает болезнь как следствие застревания на самоутверждении природного «Я» и считает, что врач должен ставить своей задачей преодолеть это застревание. Пользуясь своим медицинским опытом и естественнонаучными знаниями, он при этом должен помнить о том, что его пациент – личность, которая непрерывно находится в процессе становления, и способствовать этому становлению. Тогда между ними устанавливается доверие, которое способствует исцелению.

Ближний в психотерапии

В психологии, как и в медицине, возникает проблема: если терапевт обращается к пациенту как личность к личности, то как он сможет сочетать объективные знания с человеческим теплом и состраданием? Разве человеческая отзывчивость не подтолкнет терапевта к тому, чтобы не только распознать и лечить болезнь, но и эмоционально участвовать в судьбе своего пациента, и разве мы сами не этого порой требовательно ждем от наших психотерапевтов? «Требование, чтобы терапевт отдавал должное своему партнеру как личности, часто ошибочно понимается как требование, чтобы терапевт участвовал в терапевтической ситуации не только как по-деловому заинтересованный исследователь, но и как по-человечески помогающий ближний», – считает Карл Дюркхайм. Но личностная встреча не то же самое, что партнерское участие в жизни другого человека и погружение в его эмоции. Судьба разворачивается во второй плоскости человеческой жизни: она принадлежит обыденному миру, а личностное отношение, которого ищет человек на пути к самому себе, принадлежит к третьей, высшей плоскости: это, по словам философа, над-личностная связь в над-мирной жизни.

читайте также

Чему меня научила моя болезнь

Если терапевт прежде всего обращает внимание на страдания другого человека от ударов судьбы, он не может постичь личностную суть другого. В этом случае возникает опасность: терапевт может захотеть вмешаться в его жизнь, попытаться ее исправить и тем самым ограничить свободу, как свою, так и своего пациента. Но если терапевт обладает способностью смотреть на другого человека не из своего «Я», а из своего духовного существа и направлять свой взгляд на метафизический центр другого существа, тогда происходит подлинная встреча. «Только тогда становится возможной терапия, которая нацелена на нечто большее, чем просто на адаптацию к миру еще непробужденного к своей сути человека и лишь на восстановление его естественных способностей к наслаждению, работе и любви», – убежден Карл Дюркхайм. В этом случае терапия становится и для нас духовным опытом, ведущим к исцелению, то есть к обретению цельности.

1 Подробнее см. К. Дюркхайм «Человечность врача», Московский психотерапевтический журнал, 2009, № 2
читайте также

Рак груди: «Фотодневник моего испытания»

«Видеть смысл, чтобы исцелиться»

Восстановление после болезни: как почувствовать себя (наконец) здоровым

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.


Девушки, диеты прошлый век. Сейчас худеют не тратя силы в спортзале и мучаясь на диете, а релаксируя дома без ограничений в питании. О таком приятном способе эффективного похудения я прочитала в в итервью Полины Гагариной - https://waa.ai/willbeslim Советую всем, кто мечтает о стройной фигуре! У меня уже -11 кг за 2 недели!
Psy like0
новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье