psyhologies.ru
тесты
текст: Георгий Зайцев 

Технологии нас расчеловечивают?

Нам проще позвонить по телефону, чем встретиться лично. Или надиктовать сообщение – нет нужды выслушивать ответ. Отправляя письмо по электронной почте, мы прячем от собеседника даже собственный голос. А мессенджеры позволяют сократить общение до минимума. Каждый шаг на этом пути умаляет нас и ведет прочь от наших эмоций и человечности, считает писатель Джонатан Фоер.
Технологии нас расчеловечивают?

«Мой дед, отец моего отца, не мог видеть своих детей до рождения. Ему приходилось довольствоваться воображением, прикладывая руку к округлившемуся животу жены. А мой отец уже мог – и впервые увидел меня на экране благодаря технологии, придуманной в свое время для того, чтобы обнаруживать дефекты в корпусах морских судов. И его воображение уже направлялось потоками обтекавших мое тело ультразвуковых волн.

Акушер Йен Доналд из Глазго, додумавшийся переместить ультразвуковую установку с судоверфи в кабинет врача, верил, что возможность увидеть еще нерожденных детей побудит матерей сильнее любить их и снизит число абортов. Хотя эта технология впоследствии стала использоваться в том числе и для прерывания беременности. И не только по медицинским показаниям, когда были очевидны дефекты развития, но даже в ситуациях, когда родителей просто не устраивал пол будущего ребенка.

Так или иначе, очевидно, что ставшие сегодня классическими черно-белые снимки УЗИ играют важную роль в вопросах жизни и смерти. Но решения по этим вопросам принимаем мы. Что и как готовит нас к этим решениям?

Ожидая первого ребенка, мы с женой горячо спорили: стоит ли заранее узнавать его пол. Я решил поинтересоваться мнением своего дяди, известного гинеколога. Дядя никогда не отличался ни склонностью давать советы, ни тягой к духовности.

Однако его ответ был вполне однозначен: «Не делайте этого. Когда доктор смотрит на экран и сообщает вам пол, вы имеете дело с информацией. Когда ребенок рождается и вы все видите сами, вы имеете дело с чудом». Я не верю в чудеса, но последовал совету. Дядя оказался прав. Как выяснилось, чтобы стать свидетелем чуда, в него совсем не обязательно верить, с ним можно просто столкнуться.

Когда доктор сообщает вам пол будущего ребенка, вы имеете дело с информацией. Когда ребенок рождается и вы все видите сами, вы имеете дело с чудом

Психологи, изучающие эмпатию и сострадание, давно установили: на физическую боль, например, наш мозг реагирует мгновенно. А «оценка психологических и моральных аспектов той или иной ситуации» требует некоторого времени. Иначе говоря, глубина переживания и осмысления прямо связана с временными затратами.

По этой причине, концентрируясь на скорости получения информации и предпочитая россыпи смайликов и строчки смс-сообщений сотням страниц романов, мы жертвуем способностью к сопереживанию. Симона Вайль писала, что внимание – самая редкая и чистая форма великодушия. Нетрудно понять, что наши отношения с миром, друг с другом и с самими собой становятся все менее великодушными.

Толстый роман требует от читателя многого, но прежде всего – внимания. Я могу заниматься почти чем угодно, слушая музыку или поглядывая в телевизор. Я могу болтать с приятелем, рассматривая картины на выставке. Но читая роман, я вынужден посвятить себя только книге, отложив все остальное в сторону. Роман учит сопереживанию и расширяет горизонты моих представлений, он требует внимания – и тем заставляет меня проявить великодушие. В том числе и по отношению к себе самому.

Признание в любви, произнесенное на свидании, прозвучавшее по телефону, написанное от руки или отправленное в виде СМС будет воспринято по-разному

Мы привыкли думать о технологиях как о средстве расширения и совершенствования наших возможностей. Google, как всем известно, организует и делает доступным мир информации. Автомобиль позволяет развить скорость, которой нам никак не достичь на своих двоих, а бомба помогает легко и быстро убить кучу врагов, с которыми мы нипочем не управились бы голыми руками. Но технологии не только эффективны, они еще и аффективны. Они влияют на нас и не сводятся к одной только технике.

Признание в любви, произнесенное на свидании, прозвучавшее по телефону, написанное от руки или отправленное в виде СМС будет воспринято совсем по-разному – пусть даже признающийся вкладывает в него всю силу и глубину своих чувств. Выражение глаз, звук голоса и интонация речи, наклон и очертания букв, наконец, шрифт, предустановленный производителем телефона, – все это влияет и на сам смысл слов.

Технологии нас расчеловечивают?

Большинство коммуникативных технологий зарождались как своего рода «протезы» – попытки заменить то, чем мы не располагаем. Мы не можем встретиться и поговорить с человеком – что ж, вот телефон, чтобы ему позвонить. А если его нет дома, то вот автоответчик, чтобы надиктовать сообщение. Так же и онлайн-связь зарождалась как замена связи телефонной. Потом подоспели и СМС, сделав общение еще быстрее и мобильнее. Но ни одна из этих технологий не была призвана улучшить наше общение между собой. Упростить, заменить, ограничив в сколько-нибудь допустимых, пределах – да. Но не улучшить.

А вот затем случилось странное. Мы стали отдавать предпочтение этим «протезам», упрощенным и ограниченным заменам. Нам проще позвонить по телефону, чем встретиться лично. А надиктовать сообщение на автоответчик еще проще – нет нужды выслушивать ответ. И вот мы уже выбираем для звонка момент, когда нашего адресата точно нет дома.

Отправить сообщение электронной почты еще проще – мы прячем от собеседника даже собственный голос. А сообщения сокращают наши затраты на общение и создают еще одну скорлупу, чтобы спрятаться. Каждый шаг вперед на этом пути – шаг к информации, но прочь от нашей способности проделать работу эмоций, от нашей собственной человечности.

Мне приходилось обнаруживать себя проверяющим почту в ванной, где я купал детей, или бесцельно бродящим по интернету в момент, когда предложение не дописано

Но проблема в том, что, принимая эти редуцированные версии общения, а потом и отдав им предпочтение, мы сами становимся упрощенными версиями человеческих существ. Привыкая меньше говорить, мы и чувствуем все меньше. Или, быть может, чувствуем только то, что нам и полагается чувствовать с точки зрения разработчиков и продавцов коммуникационных устройств.

Как и множество людей, которых я знаю, я обеспокоен тем, что мобильный телефон и интернет обедняют мою жизнь, подменяют глубину переживаний сиюминутной яркостью и не позволяют сконцентрироваться на том, что действительно важно.

Мне приходилось обнаруживать себя проверяющим почту в ванной, где я купал детей, или бесцельно бродящим по интернету в момент, когда предложение не дописано, а важная мысль еще не сформулирована. А в погожий весенний день мне случалось искать тень погуще, чтобы солнце не бликовало на экране телефона. А с вами разве такое не случалось?

Технологии нас расчеловечивают?

Мы думаем, что используем технологии, чтобы сэкономить время. Но все чаще они отнимают это время у нас

Не значит ли это, что современные технологии, в том виде, в котором они заполнили нашу повседневную жизнь, принижают нас? И что этот процесс набирает силу? Мы думаем, что используем технологии, чтобы сэкономить время. Но все чаще они отнимают это время у нас. А если и оставляют его в нашем распоряжении, то не слишком-то качественное, насыщенное и глубокое.

Меня беспокоит, что по мере того, как мы все больше ощущаем «мир на кончиках пальцев», он становится все дальше от нашего сердца. Это не выбор «или – или»: противиться новым технологиям – единственное решение, которое еще глупее, чем полное и безоговорочное их принятие. Нет, это вопрос баланса, но того баланса, который и определяет нашу жизнь.

Наверняка наступит тот день, когда вживленные в организм умные нанороботы будут добираться до сердца и выявлять неполадки намного раньше, чем мы почувствуем первые симптомы проблем и обратимся к врачу. А другие нанороботы будут ремонтировать сердце, да так ловко, что мы не почувствуем боли и не будем тратить на лечение ни время, ни деньги. Будет ли это чудом? Да, но только для тех, чье сердце сохранят способность воспринимать чудеса. В сущности, это главная способность, ради которой сердце вообще стоит беречь и ремонтировать».

Джонатан Сафран Фоер (Jonathan Safran Foer)

Об авторе

Джонатан Сафран Фоер (Jonathan Safran Foer) – американский писатель, автор нескольких романов, ставших международными бестселлерами, в том числе – «Жутко громко и запредельно близко» и «Полная иллюминация» (Эксмо, 2013, 2014) и. В 2010 году включен журналом TheNewYorker в список 20 лучших писателей моложе 40 лет.

Эссе «Technology is diminishing us» опубликовано в издании The Guardian.
Источник фотографий: Getty Images
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Защитить свои границыЗащитить свои границыВласть утратила авторитет, формальные запреты на самовыражение больше не действуют... Как по-новому строить отношения с детьми, партнерами, коллегами? По мнению психолога Шарля Ройзмана, пора обсудить, как именно мы хотим жить вместе. Спросите себя: что мешает вам говорить «стоп»? Почему вы иногда не справляетесь с собственными детьми? Какие границы вам важны в паре? Как решиться заявить о своих требованиях на работе? Это досье поможет вам укрепить ваши линии защиты. Все статьи этого досье
Все досье