psyhologies.ru
тесты
текст: Анастасия Аскоченская 

Прошу слова!

Донести до коллег свои идеи, внимательно выслушать (и услышать) другого, быть готовым нейтрализовать агрессию, не бояться высказывать свое мнение и настаивать на своем… Как говорить о деле? Рекомендации экспертов.
alt

В конкурентном мире больших корпораций общение скорее нацелено на доминирование, чем на информирование. Коллегам в такой обстановке нелегко услышать друг друга: они испытывают стресс и неудовлетворенность от необходимости участвовать в этой имитации диалога. «Основная проблема большинства компаний в том, что они проводят свои совещания только в двух форматах, – уверен коуч Евгений Креславский. – Первый – отчетное собрание, когда участники докладывают о том, что сделано. Второй – «коммунальная кухня», когда все высказывают свои взгляды, совещания длятся часами, а решения не принимаются. Если же мы хотим построить сотрудничество, необходимо свести к минимуму разговоры о прошлом, которые рискуют превратиться в обсуждение чьих-то неудач и просчетов или спровоцировать взаимные обвинения и всплеск негативных эмоций. Напротив, хорошо структурированное обсуждение будущих проектов создает атмосферу совместного творчества, открытого высказывания идей, а значит – доверия и благожелательности». В такой обстановке каждый чувствует, что его слышат и уважают его мнение. Если такое обсуждение ограничено во времени, а его участники искренни и играют по правилам, каждый сможет найти свое место в общем деле, не приспосабливаясь, не рискуя быть отвергнутым и не прибегая к маскам.

Выступить на собрании

Тот, кто решил взять слово, должен четко представлять, зачем он это делает и чего хочет добиться, считает Евгений Креславский: «Полезно спросить себя об истинных мотивах своего выступления: хочу ли я принести пользу делу или показать другим, что способен генерировать идеи, быть лидером?» Подготовьте ваше выступление в позитивном ключе, исходя из того, насколько ваши предложения отвечают интересам компании. И помните: если каждый хочет донести свою правду, споры неизбежны.

«Внимательно слушайте выступления коллег: будьте приветливы, сосредоточенны, смотрите говорящему в глаза, не перебивайте, показывайте кивком головы или мимикой, что понимаете мысль докладчика и заинтересованы тем, что слышите», – советует бизнес-тренер Стив Накамото (Steve Nakamoto)*. Лучше избегать суетливых движений, не отстраняться и не скрещивать руки на груди – эти телесные сигналы могут быть восприняты как закрытость, нежелание услышать коллегу, неприятие сказанного. Когда наступит ваша очередь говорить, начните с благодарности предыдущим выступавшим за пищу для размышлений. Ясно выражайте свои мысли и говорите по существу. Тому, кто нервничает, желательно взять слово в числе первых. Не стоит говорить слишком громко – это может быть воспринято как признак неуверенности и раздражения.

«Чтобы идея нашла отклик, необходимо подготовить к ней аудиторию, – продолжает Евгений Креславский. – Россияне особенно склонны к отрицанию. В исследовании «Один речевой день», проведенном под руководством филолога Александра Асиновского, второй по частоте употребления после местоимения «я» оказалась частица «не». Поэтому, прежде чем предложить свою идею на собрании большого коллектива, стоит сначала рассказать о ней тем, кого она непосредственно касается. Тогда она станет «своей» для многих, и впоследствии ее не воспримут в штыки». А если с вами все-таки не согласны? Дайте понять, что вы услышали возражения. Так вы нейтрализуете конфликт и сможете перейти к аргументации.

Критиковать коллегу

Главное правило: хвалить публично, упрекать наедине. Причем комплименты должны быть искренними, заслуженными и конкретными, иначе собеседник поймет, что им просто манипулируют. Если же нужно сделать замечание, поставьте себя на место коллеги. Как бы вы предпочли услышать критику? Зная его личные качества, предположите, как он воспримет упреки. Когда предстоит критиковать подчиненного, следует быть еще более деликатным. «Начните разговор с обсуждения того, что получается хорошо, – сотрудник должен знать, что его ценят, замечают его вклад в общее дело, – советует Евгений Креславский. – Затем, также опираясь на факты, покажите, в чем его действия были ошибочными». Говорите о своих ощущениях, используя нейтральное «я», а не обвиняющее «вы». Например, вместо резкого «Вы не справились» лучше выразить свое субъективное мнение: «У меня создалось впечатление, что нужно было сделать иначе». Если уместно, добавьте: «Я могу ошибаться» – и выслушайте объяснения. Критикуя, не надо упускать из виду смягчающие обстоятельства, о которых говорит коллега, а закончить хорошо выражением надежды, что критика будет учтена.

читайте такжеБыть лидером – не значит быть всегда впереди
Источник фотографий: SERGE BLOCH FOR PSYCHOLOGIES FRANCE
  • 1
  • 2
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье