psyhologies.ru
тесты
текст: Жанна Сергеева,  Ксения Киселева 

«Нам нужно учиться понимать свои порывы»

Всепоглощающая страсть многим кажется самым прекрасным воплощением любви. О том, что она на самом деле привносит в нашу жизнь, размышляют психоаналитики Андрей Россохин и Мишель Шнайдер.

Яркое, всепоглощающее чувство многим девушкам кажется лучшим из того, что стоит испытать в жизни. Но в страсти мало общего с любовью к другому человеку – скорее в ней проявляется любовь к самому себе. О том, что приносит сексуальная одержимость в нашу жизнь, размышляют психоаналитики Андрей Россохин и Мишель Шнайдер.

Андрей Россохин, профессор, заведующий кафедрой НИУ ВШЭ, научный редактор издательского проекта «Антология современного психоанализа» Андрей Россохин, профессор, заведующий кафедрой НИУ ВШЭ, научный редактор издательского проекта «Антология современного психоанализа»
Psychologies:  Что такое страсть?
Андрей Россохин:  Андрей Россохин: Страсть – это яркое проявление влечения к жизни. Мы связываем слово «страсть» исключительно с любовью. Но бывает и страстная ненависть, и страстная преданность – все чувства, окрашенные страстью, приобретают свое предельное выражение. Страсть может стать разрушительной.
Мишель Шнайдер: Мишель Шнайдер: Эта сильная привязанность к другому основана не на полноте, а на нехватке или отсутствии чего-то. Нам недостает того, чем мы обладаем (другого, самих себя). Однако не всякая любовь – это страсть, и, конечно, не всякая страсть является любовной. Любовь – это дар и самозабвение, тогда как влечение – это поглощение и поглощенность. Любовь всегда обоюдна: каждый, кто любит, хочет быть любимым. А страсть асимметрична: охваченному ею человеку в глубине души нравится не любить и особенно – не быть любимым.
Получается, что страстно любить не означает страстно любить другого?
А. Р.: А. Р.: Одержимый страстью человек не может глубоко понимать партнера: его интересуют только собственные ощущения и желания. Он сосредоточен не на реальном человеке, а на своей фантазии, придуманном образе, иногда – лишь на какой-то его части. Подобная страсть заставляет наделять возлюбленного свойствами идеала, и, когда он начинает вести себя иначе, чем предполагается (хочет, например, один встретиться с друзьями), это может вызвать агрессию: «Ты должен быть таким, каким я хочу тебя видеть». Страсть изолирует человека от жизни, от взаимодействия с другими людьми.
Мишель Шнайдер (Michel Schneider), писатель, автор книг о психоанализе. Роман «Последний сеанс Мэрилин. Записки личного психоаналитика» (Рипол классик, 2008) принес ему литературную награду Le Prix InteralliéМишель Шнайдер (Michel Schneider), писатель, автор книг о психоанализе. Роман «Последний сеанс Мэрилин. Записки личного психоаналитика» (Рипол классик, 2008) принес ему литературную награду Le Prix Interallié
М. Ш.: М. Ш.: Страсть – та форма проявления любви, где дыхание смерти наиболее ощутимо: человек стремится поглотить другого и отказывается от самого себя. Как и безумие, страсть обезличивает того, кто ее испытывает. А раз партнер отнимает у меня мою индивидуальность, то и я низвожу его до уровня объекта, вещи. Пока отношения длятся, страстно влюбленный прибегает к шантажу, чтобы добиться присутствия другого и его внимания. «Ты меня любишь?» – это всегда вопрос-прикрытие. Вопросительная форма скрывает повелительное наклонение: «Люби меня!»
Страсть и любовь – как связаны эти понятия?
М. Ш.: М. Ш.: Страсть, в отличие от любви, неотделима от телесных ощущений. Сегодня очень редко бывает единение сердец без единения тел. В любви мы ощущаем присутствие другого, даже если он далеко от нас. В страсти другой всегда ускользает, даже если он рядом.
А. Р.: А. Р.: В самом начале отношений страсть присутствует почти всегда. Человек может говорить своему партнеру «я тебя люблю», но это скорее означает «я тебя хочу» – «хочу тебя не только сексуально, но и чтобы ты постоянно был около меня и разделял мою жизнь». Постепенно страсть может перерастать в более глубокие, любовные отношения, когда другой человек становится важен сам по себе. Образ любимого находит свое место во внутренней реальности, и, если близкого человека нет рядом, можно думать о нем, сохранять с ним внутреннее взаимодействие. В отличие от страсти любовь может ждать. Возникновение любовных отношений не означает исчезновения страстности: уже нет того пламени, которое бушевало во время первых встреч, но есть огонь, который согревает. Партнеры начинают думать о совместной жизни, о детях, о том, как они будут сохранять доверие и близость, какими станут их отношения в старости… Это и есть переработка страсти в любовь.

Об этом

  • «Очерки по психологии сексуальности» Зигмунд Фрейд (Азбука, 2011)
alt
Но почему же большинство из нас в юности мечтает пережить страстную, безумную любовь?
А. Р.: А. Р.: Наше желание испытывать ее связано с потребностью ощутить полноту жизни. Для этого охваченному страстью человеку и нужен партнер – не для того, чтобы узнавать его, любить, а чтобы чувствовать, что его собственная жизнь не бессмысленна. И в этом случае мы очень тяжело воспринимаем отказ во взаимности: другой дал, а потом отнял – не любовь, а надежду на то, что в отношениях с ним можно обрести смысл существования. Страстные отношения часто переживаются как полное слияние, когда кажется, что мы составляем единое целое, – и в этом случае страсть паразитирует не на отношениях женщины и мужчины, а на более архаических отношениях младенца и матери, которые некогда были безраздельно слиты друг с другом. Одно из наших самых глубинных бессознательных желаний – вернуться в то состояние, и в этом смысле страсть дает возможность удовлетворить эту потребность. Но так же как и ребенок со временем начинает интересоваться другими людьми и предметами, постепенно отделяясь от матери, так и партнеры возвращаются из страстного слияния в реальность. Для кого-то такое отделение от возлюбленного может быть слишком болезненным, и он любой ценой будет стремиться удержать иллюзию слияния. Если партнер откажется от таких отношений и «вырвется на свободу», это может вызвать у страстно влюбленного такую же страстную злость и агрессию – вплоть до желания убить его или покончить с собой, ведь он искренне считает, что без объекта страсти ему остается только умереть.
М. Ш.: М. Ш.: Да, страсть вызывает разрыв с реальностью и даже с самим фактом реальности того, кого вы любите. Страсть – это зависимость, когда весь мир сводится к присутствию того, кто, в сущности, никогда не присутствует полностью. Нам не хватает одного человека, и весь мир оказывается пустым… Но тот, кого нам не хватает, на самом деле – мы сами. Само слово «страсть» родственно «страданию». Так, например, мы называем словом «страсти» крестные муки Иисуса Христа. Любовная страсть – это страсть к страданиям, любовь к страданиям, причиной которых постоянно является другой. Отсюда и возникает эта ловушка, в которой отсутствует логика: любимый становится единственным средством избавления от страданий, причиной которых он сам и является.
Зачем в нашей жизни нужна страсть? И каждый ли из нас способен ее испытать?
М. Ш.: М. Ш.: Тот, кто думает, что любовь-страсть его не коснется, гораздо безумнее того, кто познал ее бездны. Ради чего нужно любить до безумия? В том-то и дело, что это ни для чего не нужно. Но это позволяет нам выйти за пределы собственной личности, вызывает желание терять – разум, время, самих себя. Отношения, которые ни к чему не ведут и ни для чего не нужны, – это, может быть, единственные отношения, которые позволяют нам оставаться живыми.
А. Р.: А. Р.: Страсть важна как энергия жизни, которая может не только разрушать человека, но и созидать его – в том случае, если она не становится диким зверем, а остается некоей силой, с которой он способен жить в согласии. Страсть можно в себе задавить, но тогда мы потеряем энергию жизни. А если идти у нее на поводу, мы разрушаем себя и других. И только способность понимать свои порывы и управлять ими позволит нам гореть и любить, оставаясь при этом свободными и не лишая свободы других.

Читайте также в проекте

16-25 лет Время романтизма

alt

Вступить в сексуальность; определить, какие черты она приобретет в будущем. В каждой новой встрече лучше познавать силу своих эмоций и ощущений, раскрыть свой сексуальный потенциал. Пережить волнующие приключения... и встретить надежного, любящего мужчину, с которым можно построить прочные отношения. Справляться с непонятными и тревожными чувствами; преодолевать внутренние противоречия; выражать свой протест против стереотипов, продиктованных кем-то другим, чужим или близким. Открывать в себе способность обольщать и привлекать; утверждать и высоко ценить себя. Принять необходимость ожидания, непременного спутника этого возраста…

  • У истоков чувственности
  • Моя история: «С девственностью я рассталась дважды»
  • Девушки смотрят порно... Это опасно?
  • Разрешать ли им заниматься любовью в нашем доме
  • 7 рецептов против страха
  • Тест: Что определяет вашу самооценку?
P на эту тему
  •   

Psy like
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Принять свое несовершенствоПринять свое несовершенствоПринятие себя требует серьезной внутренней работы. Одним удается спокойно относиться к своим недостаткам, другие пытаются держать все под контролем. Чтобы достичь внутреннего равновесия, необходимо перестать спасаться бегством и решиться заглянуть в себя. Как мы устроены? Чего боимся? Что мешает быть собой? Ответы помогут вспомнить о талантах, нереализованных амбициях, признать свою красоту и начать заботиться о себе. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты