Работа из дома: новая деловая этика

Время созвона нужно согласовывать заранее

Когда мы работаем из дома, у нас есть возможность выстроить более свободный, гибкий график. Но не забывайте и о том, что и ваши коллеги не находятся у монитора постоянно. Так же, как и в офисе, они могут отлучаться на перекур, обеденный перерыв или за кофе. Либо включиться в дела позднее, потратив часть утра на решение личных вопросов, — сейчас во многих компаниях подобное разрешают при условии, что человек отработает установленные 8 или 9 часов.

Поэтому важно заранее согласовать время онлайн-встречи или созвона. Так вы будете уверены, что нужный специалист точно окажется на месте и успеет подготовиться к разговору — привести себя в порядок и устроиться поудобнее.

Дресс-код продолжает действовать

Находясь вне сферы зрения «всевидящего ока» начальства, многие расслабляются и перестают придерживаться дресс-кода. Что вполне объяснимо: для работы из дома вполне подойдет комфортная пижама или футболка с джинсами.

Однако стоит позаботиться о том, чтобы выглядеть прилично на видеоконференциях — как с коллегами по работе, так и с клиентами. Для таких случаев деловой стиль в одежде и рабочая обстановка вокруг все-таки необходимы. Если у вас нет кабинета, попробуйте сделать так, чтобы в кадр не попадали холодильник, диван и полки с хозяйственными принадлежностями.

Рабочие вопросы решаются в рабочее время

Этот момент для многих внезапно стал камнем преткновения: рамки рабочего дня размылись, и многие руководители (и коллеги тоже) теперь считают, что нам можно звонить и писать в любое время суток, даже поздним вечером — после 21:00. Такой подход точно нельзя назвать этичным.

Даже если и мы, и наши ноутбуки круглосуточно находимся дома, это не означает, что можно без перерыва загружать членов команды рабочими задачами или требовать в авральном режиме решать какие-то вопросы — только потому, что сейчас босса посетило вдохновение. Нормированный рабочий день никто не отменял!

Работа из дома: новая деловая этика

Текстовые сообщения используются вместо голосовых

Хотите дать задание — никаких голосовых сообщений! Нужно учиться точно и исчерпывающе доносить свои мысли с помощью текста. Это быстрее, надежнее и понятнее. Почему? Потому что воспринимать информацию глазами для многих удобнее, чем на слух. Если нужно уточнить какие-то моменты в задании, гораздо быстрее сделать это, прочитав текст, чем заново слушать аудио.

Кроме того, далеко не у всех есть возможность записать послание без помех. Если сообщение надиктовывается в транспорте или на улице, его качество существенно ухудшается за счет посторонних шумов. Коллеге или подчиненному сложно будет разобрать, о чем идет речь, и он потратит время, чтобы уточнить какие-то моменты и детали. Все это снижает эффективность его работы.

Минимум лишних шумов во время созвона

Связываться с коллегами онлайн на удаленной работе приходится довольно часто. Независимо от того, аудио- это или видеосозвон, постарайтесь свести к минимуму все посторонние звуки (лай домашнего любимца, крики детей).

Для этого:

  • закройте на время созвона дверь в комнату, в которой вы работаете;
  • предупредите домашних, что сейчас будете вести переговоры и им нужно вести себя тихо;
  • используйте качественную гарнитуру, которая приглушит сторонние шумы.

Но при этом относитесь с пониманием, если на фоне разговора с коллегой услышите подобные шумы из его квартиры. Всякое бывает!

Каналы коммуникации выбираются в зависимости от срочности задач

Для многих необходимость работать из дома стала стрессовым фактором. Чтобы снизить напряжение, соблюдайте правило о каналах связи.

Вы можете использовать несколько видов онлайн-общения: почта, мессенджер, телефон. И если с помощью телефонного звонка вы можете «достать» человека моментально, то письма на электронную почту — это уже более медленный способ коммуникации.

Что именно выбрать — зависит от времени суток, срочности вопроса и уровня вашего знакомства с сотрудником. Если задача срочная, вы можете ускорить реакцию собеседника, написав ему в мессенджер. Либо сделать еще один шаг вперед — объяснить ситуацию текстом и предупредить, что через 5-10 минут позвоните ему. Если вопрос не особо срочный — лучше использовать почту.

Сейчас все испытывают повышенную тревожность. Берегите своих коллег, старайтесь не дергать их лишний раз, позволяйте им реагировать на поставленную задачу в комфортном ритме.

Особенности командной работы

Важно отметить 2 момента:

  1. Если у вас гибкий рабочий график, но при этом есть договоренность, что с 10:00 до 11:00 все сотрудники находятся в Сети, — вы обязаны быть в Сети. Даже если потом выйдете из чата и отправитесь заниматься своими делами, вернувшись к работе через пару часов. Важно придерживаться принятых в команде правил: для каких-то сфер утренний брейнсторм или распределение задач — неотъемлемая часть «запуска» рабочего процесса.
  2. Неэтично присутствовать на видеоконференции только в аудиоформате, если остальные коллеги включают веб-камеры. Тут либо все общаются голосом, либо все по видео. Это важно оговорить заранее и выбрать вариант, который устроит большинство.

Если вы не хотите, чтобы все познакомились с особенностями вашей домашней жизни, начиная от интерьера и заканчивая мелькающими сзади членами семьи, то во время видеоконференции садитесь спиной поближе к стене. Также следите, чтобы яркий свет не бил вам прямо в глаза — иначе лицо засветится и будет выглядеть плоским и широким.

Новые условия диктуют новые правила. Придерживаясь делового этикета на удаленной работе, вы сбережете время и нервы себе и коллегам и сможете трудиться продуктивно даже в это непростое время.

Екатерина Беспятых

Об авторе

Екатерина Беспятых — международный эксперт по тайм-менеджменту, основательница Академии женского развития Woman Time, спикер Skolkovo, Crocus City Hall, автор книги «Ресурсный тайм-менеджмент для женщин», а также многодетная мама. Ее блог.