3 929

Чем опасны народные поговорки

Мы привыкли к тому, что поговорки — это отражение накопленного народом опыта. Но смысл их часто неоднозначен, словно намек на изменчивость самой человеческой природы. Наши эксперты анализируют пять известных изречений.
Чем опасны народные поговорки

«Худой мир лучше доброй ссоры»  

Подводный камень: Замалчивание проблемы

Мария Лекарева, гештальт-терапевт: Важно иметь в виду, что «добрая ссора» в архаичной русской ментальности подразумевала, скорее, кулачные разборки, вовсе не всегда проясняющие точки зрения собеседников. Худой мир был более продуктивен, позволяя вести переговоры. Однако в сегодняшних обстоятельствах поговорка, скорее, усугубляет проблему и «консервирует» взаимонепонимание.

Лев Хегай, юнгианский аналитик: В нашей культуре эта поговорка во многом используется компенсаторно: выражает то, чего нам не хватает. Мы не отличаемся способностью к компромиссам и мирному сосуществованию с соседями. С психологической же точки зрения ценность имеет не ссора ради ссоры, а взаимопонимание партнеров, ради достижения которого иногда приходится открыто высказывать свою позицию и прояснять чувства. Так что поговорка призвана настраивать на труднодостижимый для нашей переговорной культуры идеал.

«Коней на переправе не меняют» 

Подводный камень: Неспособность вовремя менять решения и проявлять гибкость

Мария Лекарева: Поговорка отражает нашу склонность полностью полагаться на решения тех, кто несет ответственность. Русский народ традиционно привык жить общиной, и дух коллективизма нам более присущ, чем дух выраженного индивидуализма. Поэтому умение подчинять себя чьим-то указам вполне укладывается в коллективный народный опыт. Но это часто приводит к безответственности, по принципу «вот приедет барин, барин нас рассудит». Темпы развития в современном мире требуют оперативности, и излишняя инерция, явно выраженная в поговорке, может навредить.

Лев Хегай: Пример негибкого поведения в критической ситуации. Нам часто психологически комфортнее держаться принятого решения, и защитные механизмы убеждают нас, что последовательность — наиболее мудрая стратегия. Однако в действительности нам просто трудно выходить из зоны комфорта и брать на себя ответственность за новые решения.

«Старый друг лучше новых двух» 

Подводный камень: излишняя закрытость

Мария Лекарева: С одной стороны, поговорка свидетельствует о верности и надежности, особенно если учесть, что другом на Руси называли только после совместно съеденного пуда соли. С другой, поговорка рассказывает и о недостаточной взыскательности. Перемены исторически давались нам тяжело, отвергались общиной и купечеством, поэтому свой, проверенный человек, пусть и с известными недостатками, оказывался безопаснее и предпочтительнее чужака, чьи достоинства пока нам неизвестны. Такая позиция без критического осмысления качеств партнера может вести к застою в любых начинаниях и отношениях.

Лев Хегай: Помимо того, что поговорка действительно может отражать страх сделать шаг вперед и открыться новым встречам, она намекает и на отсутствие доверия между людьми. Из-за исторических потрясений и трудностей жизни, с которыми нам пришлось столкнуться, мы с недоверием относимся к любым переменам. В том числе и к появлению новых людей в окружении.

Чем опасны народные поговорки

«Бедность — не порок» 

Подводный камень: пассивность и лень

Мария Лекарева: Важно определить, о каком уровне бедности идет речь. «Честная» бедность позволяла жить на заработанные средства, не испытывая острых лишений, но не обладая уровнем жизни людей зажиточных. В 90-е годы прошлого века это правило помогало людям множества профессий, не включившихся стремительно в рыночную экономику. Однако эта установка может тормозить человека, не давая возможности перейти на новый уровень размышлений, планирования своей жизни.

Лев Хегай: Христианская мораль превозносит нестяжательство, аскетизм, обуздание гордыни и амбиций, которые можно подразумевать под благородной бедностью. Однако во многом поговорка отражает и оправдывает присущее нам состояние созерцательности, граничащее с ленью и бездействием там, где важно проявить волю и трудолюбие.

«Клин клином вышибают» 

Подводный камень: усугубление проблемы

Мария Лекарева: В переносном смысле вышибание клина клином подразумевает использование средства, аналогичного вызвавшему проблему. Однако после неудачи в деле нет большой пользы в хаотичной активности — в этом случае «клин клином» только усугубит положение. Чтобы применять клин как психологическое средство, важно, чтобы человек в нем застрял. Например, в размышлениях о причинах неудачи, в самобичевании. Тогда клин в виде иного вида активности может оказаться вполне кстати. В спорте или цирковых трюках, если человек падает, ему часто советуют повторить задание, чтобы организм запомнил удачу, а не поражение. Возникший страх перечеркивают переживанием нового страха.

Лев Хегай: Поговорку опасно воспринимать буквально. Например, наша привычка лечить похмелье алкоголем хоть и приносит временное облегчение, в долгосрочной перспективе часто оборачивается алкоголизмом. В любовных отношениях, слепо следуя этому принципу, мы рискуем ходить по замкнутому кругу. Стоит отнестись к поговорке как к гомеопатическому принципу: «яд содержит в себе лекарство». Это означает, что не надо бежать от проблемы. Важно позволить кризису усугубиться, чтобы полностью осознать ситуацию. Если лечить боль от расставания новыми отношениями, то мы с большой вероятностью повторим прежние ошибки.

Об экспертах

Лев Хегай

Лев Хегай, юнгианский аналитик.

Мария Лекарева

Мария Лекарева, гештальт-терапевт, тренер, зав. кафедрой гештальт-терапии Московского института гештальта и психодрамы.

Текст: Сабина Сафарова 
Источник фотографий: Getty Images
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье

спецпроекты