«Элементарно, Ватсон!»: чем нам полезны детективные истории

Все мы любим истории, а многих из нас по большей части привлекают загадочные убийства и рассказы о смерти и хаосе.

Медиатор и автор книг Дэвид Эванс, ссылаясь на статистические данные издательской индустрии, отмечает, что в 2018 году читатели предпочитали загадки об убийствах — продажи такой литературы лидировали с существенным отрывом. «Но и в других художественных книгах много преступлений, убийств и хаоса, — комментирует он. — Что же отличает именно детективные истории?»

Свой разбор Эванс начинает с рассмотрения особенностей жанра. В чем его специфика?

По сути, каждый классический детектив должен включать в себя шесть элементов:

1. Убийство. Первое требование к детективному сюжету — убийство. Кого-то убивают в начале истории, и это событие — двигатель, который управляет остальной ее частью. Оно ставит большой вопрос, который должен разрешиться в финале.

2. Убийца. Если кого-то убили, то кто это сделал?

3. Детектив. Кто-то обязуется раскрыть преступление и привлечь убийцу к ответственности.

В литературе и кино представлен широкий, почти неограниченный круг людей, берущих на себя роль «детектива». Это старая дева мисс Марпл и эксцентрик Эркюль Пуаро, немолодой пастор отец Браун и юный красавец-викарий Сидни Чемберс, не покидающий пределы своего дома толстяк Ниро Вульф и деятельный адвокат Перри Мейсон, интеллектуал и красавец Эраст Фандорин и «король сыщиков» Нат Пинкертон, девочка-подросток Флавия де Люс и умудренный опытом детектив-инспектор Барнеби… И это далеко не все варианты!

Когда мы подходим к развязке, наша реакция должна быть такой: «О, конечно! Теперь и я это вижу!»

Детективы — это те, с кем мы, читатели, чаще всего себя отождествляем. Они не супергерои. У них часто бывают недостатки, и они переживают внутренние конфликты, трудности, а иногда оказываются в большой опасности, из-за чего создается впечатление, что обнаружить убийцу им не удастся.

4. Обстоятельства и контекст. Как и в случае выбора детектива, диапазон здесь практически неограничен. Действие может разворачиваться на фоне степей или шумного мегаполиса, в заснеженной европейской глубинке или на райском острове в океане. Однако в хорошей классической детективной истории важна правдоподобность. Читатель должен верить в реальность мира, в который погружается. Никакого волшебного реализма, подчеркивает Дэвид Эванс.

5. Процесс. Абсолютно правдоподобным должен быть и процесс, с помощью которого детектив выявляет убийцу. Никакой магии или хитростей. В классическом детективном сюжете все время появляются подсказки, но писатель или сценарист с ловкостью фокусника уводит их в тень или показывает неоднозначными.

И когда мы подходим к развязке, наша реакция должна быть примерно такой: «О, конечно! Теперь и я это вижу!» После того как все раскрылось, пазл складывается — все детали соединяются в единую логичную картину, которая должна стать для нас очевидной. Распутывая загадку по мере развития сюжета, мы пытались использовать все зацепки и даже вывели предварительную версию развития событий, но в тот самый момент автор обратил наше внимание на обманную подсказку и направил по ложному пути.

6. Уверенность. По мнению автора, это самый важный аспект классической детективной истории — жанра такого же архетипического, как и путешествие Героя.

Это путешествие от страха к уверенности

В общих чертах история начинается, когда случается нечто ужасное, влекущее за собой путаницу, неуверенность и страх, поскольку пострадавшие пытаются определить, как реагировать. Затем появляется некто значимый, чтобы взять на себя ответственность за раскрытие преступления, и неважно, профессиональный это детектив или нет.

По мнению Дэвида Эванса, с этого момента расследующий преступление решает «совершить путешествие». И благодаря этому он или они становятся нашими дублерами: вместе с ними и мы сами отправляемся в путешествие.

Несколько лет назад психологи проделали важную работу. Они предположили, что прочитанные детям сказки благотворно влияют на их эмоциональную жизнь. Оказалось, что сказки помогают детям справляться с страхами и травмами и меньше беспокоиться о них.

Мы любим загадочные убийства потому, что такие истории всегда заканчиваются искуплением

А классические детективные истории, в свою очередь, могут действовать как «сказки для взрослых».

Мы живем в мире, полном войн, насилия и бедствий. Но детективные книги и фильмы, посвященные раскрытию тайн и убийств, могут дать нам надежду. Они рассказывают истории, которые начинаются с ужасных событий, но потом объединяют усилия людей, многие из которых готовы идти на риск и подвиги, чтобы, приложив немалые усилия, победить зло.

Мы любим загадочные убийства, потому что такие истории всегда заканчиваются искуплением, даря надежду и помогая сделать шаг от страха к уверенности.


Об авторе: Дэвид Эванс — медиатор, автор книг по истории культуры.