Наталия Ким
Автор книги «Родина моя, Автозавод: рассказы», написанной на основании собственных воспоминаний о районе Москвы, в котором выросла и живет до сих пор.
Как говорить о кризисе с детьми?

Восьмилетняя Маша неожиданно спрашивает отца: «А тебя что — тоже уволят с работы?» Он отмахивается: «Не говори ерунды!», но девочку такой ответ не устраивает. Что ей сказать? Насколько подробно стоит объяснять детям, что такое мировой экономический кризис, спровоцированный пандемией, и как он влияет на нашу жизнь?

По мнению психолога Юлии Гиппенрейтер, было бы ошибкой делать вид, что ничего не происходит. Когда в воздухе висят напряжение и недоговоренность, это тревожит ребенка. Судя по письмам в Psychologies, особенно беспокоятся дети 6–12 лет. Десятилетний Кирилл делится своими переживаниями с психологом: «Дома обстановка плохая, папа все время расстроен, он говорит, что у нас теперь нет денег».

Но волнуют детей не столько причины, сколько последствия происходящих событий, реальные или воображаемые. Наша неуверенность застает их врасплох, разрушая представления детей о взрослом стабильном мире. Юлия Гиппенрейтер выделяет несколько моментов, о которых важно помнить, отвечая на вопросы ребенка о кризисе и его возможных последствиях.

1. Договориться между собой. Взрослым, предупреждает Юлия Гиппенрейтер, прежде всего необходимо определиться самим. Обсудить то, что тревожит, выработать стратегию, которая поможет семье справиться с трудностями, эмоционально поддержать друг друга. Распланировать расходы, продумать, что дети будут делать на каникулах... Такая ясность поможет говорить с детьми спокойно и убедительно.

2. Оставаться откровенными. Это не означает, что детям нужно в подробностях рассказывать все, что происходит у нас на работе, или как меняются семейные планы. Достаточно сказать: наступили трудные времена, наши доходы уменьшаются, но мы найдем выход из положения.

«Если же ребенок продолжает задавать вопросы, отвечайте спокойно, уверенно, стараясь подбирать точные слова», — советует психолог. Одна из задач в том, чтобы у ребенка не возникло чувства вины, поскольку дети склонны считать себя в ответе за наши проблемы и наше настроение: «Мама опять расстроена — наверное, потому, что я плохо себя веду…»

Но прежде всего важно справиться со своими тревогами: ребенка травмирует не столько происходящее, сколько наши переживания

Дети тревожатся больше, если мы что-то скрываем, пытаемся приуменьшить серьезность того, что их волнует. Ребенок видит, что родители стали раздражительными, разговаривают на повышенных тонах и замолкают, когда он входит в комнату. Его не может успокоить объяснение, что «у папы сегодня просто плохое настроение». Ребенок чувствует, что что-то происходит, и с ним надо говорить откровенно.

Но прежде всего важно самим справиться со своими тревогами: ребенка травмирует не столько происходящее, сколько наши (даже скрываемые) переживания.

3. Быть внимательными к детским реакциям и страхам. Старайтесь активно слушать ребенка, напоминает Юлия Гиппенрейтер. Если он напуган, растерян, задает путаные вопросы, первое, что нужно сделать, — это дать понять, что вы знаете о его переживаниях, слышите его.

Панические интонации теленовостей, противоречивые рассказы одноклассников надо уравновешивать реалистическими высказываниями: «Да, наши планы действительно могут поменяться, но это не катастрофа. И нам легче, чем многим другим людям, потому что...» Важно, чтобы дети осознавали, что кризис не ставит крест на их будущем или будущем их семьи.

4. Вместе обсуждать то, что происходит в повседневной жизни семьи. Возможно, кризис существенно отразился на вашей жизни, а может быть, просто снизил покупательскую способность семьи. Важно рассказать детям о тех конкретных изменениях, которые должны будут произойти в их жизни, подчеркивает психолог.

Например, придется отменить поездку в лагерь, сократить сумму на карманные расходы, ограничить покупки. Рассказывая об этих переменах, не забывайте добавлять: «мы справимся», «найдем решение», «у нас получится».

Мир, как и жизнь отдельного человека, складывается из многих различных кризисов, из которых всегда рождаются перемены

Обратите внимание ребенка на то, что и в семье есть человек, которому сейчас труднее, чем другим (например, бабушка), и обсудите, как вы вместе могли бы ему помочь. Когда взрослые активно сопротивляются невзгодам, дети чувствуют себя увереннее, потому что рядом с ними есть тот, на кого они могут положиться.

5. Воспитывать ребенка — это еще и знакомить его с миром, в котором он живет. Представление о том, что в прошлом люди переживали гораздо более драматические моменты, но все же смогли устоять и нашли для себя новые возможности, успокаивает детей, дает ощущение большей защищенности. Сейчас подходящий случай открыть сыну или дочери новые горизонты, разбудить их любопытство.

Скажите о том, что мир, как и жизнь отдельного человека, складывается из многих различных кризисов, из которых всегда рождаются перемены, советует Юлия Гиппенрейтер. Обратитесь к истории — это лучший способ показать относительность масштаба происходящего: в ХХ веке мир пережил революции, две мировые войны, голод, Великую депрессию... Так вы расширите рамки понимания и одновременно научите ребенка сопоставлять разные события и в своей жизни.

Философ Марк Аврелий во II веке сказал: «Я счастлив потому, что я не предаюсь печали, не сломлен настоящим, не трепещу перед грядущим. Помни, что способность достойно перенести несчастье является счастьем». Юлия Гиппенрейтер полагает, что наши дети вполне могут понять эту мысль.

Юлия Гиппенрейтер

Об эксперте

Юлия Гиппенрейтер — доктор психологических наук, автор бестселлеров «Общаться с ребенком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» (АСТ: Астрель, 2009).