«Молодой папа»: рождение отца

Буквальный перевод названия сериала The Young Pope итальянского режиссера Паоло Соррентино «Молодой папа» заставляет думать, что это история о мужчине, который становится родителем. Как ни странно, в каком-то смысле так оно и есть. Только речь в сериале идет не о физическом отцовстве, а о метафизическом.

Ленни Беллардо, от которого в свое время отказались мать и отец, сдав его в приют, совершенно неожиданно для себя становится духовным отцом для миллиарда католиков. Сможет ли он быть воплощением закона, подлинным авторитетом? Как распорядится своей безграничной властью?

Сериал вынуждает нас задаваться множеством вопросов: что значит по-настоящему верить? Что значит быть святым? Всякая ли власть развращает?

Некоторые из этих тем мы попросили прокомментировать священника, психолога, сурдопедагога, декана психологического факультета Московского православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета Петра Коломейцева и психолога Марию Разлогову.

«Молодой папа» (The Young Pope), 2016 (1 сезон)

Режиссер: Паоло Соррентино

В ролях: Джуд Лоу, Дайан Китон, Сильвио Орландо, Хавьер Камара и другие.

«МЫ ВСЕ НЕСЕМ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОИ ТРАВМЫ»

Петр Коломейцев, священник:

«Молодой папа» – это сериал не про католическую церковь и не про интриги в Римской курии, где властные структуры противостоят друг другу. Это фильм об очень одиноком человеке, который, пережив в детстве серьезную психологическую травму, в 47 лет становится абсолютным владыкой. Ведь власть Римского Папы, в отличие от власти современных монархов или президентов, практически безгранична. И вот такую власть получает человек, в общем-то, не очень к ней готовый.

Петр Коломейцев, священник

Поначалу Ленни Белардо выглядит хулиганом и авантюристом – особенно на фоне других кардиналов с их безупречными манерами и поведением. Но вскоре мы замечаем, что Папа Пий XIII в своем эпатирующем поведении оказывается более искренним и чистосердечным, чем они, лгуны и лицемеры.

Они рвутся к власти, и он тоже. Но у него нет меркантильных соображений: он искренне стремится изменить существующее положение дел. Став в детстве жертвой предательства и обмана, он хочет создать атмосферу честности.

Многое в его поведении возмущает окружающих, но самым эпатирующим выглядит его сомнение в вере. Заметьте, никто из героев сериала этих сомнений не высказывает. И мы вдруг понимаем, что у тех, у кого сомнений нет, у многих из них и веры тоже нет. Точнее, так: либо они просто циники, либо так привыкли к вере, как к чему-то рутинному и обязательному, что по этому поводу уже не рефлексируют. Для них этот вопрос не мучителен, не актуален.

Ему очень важно понять: есть Бог или нет? Потому что если Бог есть, если Он его слышит, значит, Ленни не одинок

А вот Ленни Белардо постоянно в мучениях решает этот вопрос. Ему очень важно понять: есть Бог или нет? Потому что если Бог есть, если Он его слышит, значит, Ленни не одинок. Он с Богом. Это самая сильная линия в фильме.

Остальные герои решают по мере сил свои земные дела, и все они тут, на земле, как рыба в воде. Если Бог и есть, то Он бесконечно далек от них, и они не пытаются выстроить свои отношения с Ним. А Ленни мучается этим вопросом, он хочет этих отношений. И мы видим, что у него эти взаимоотношения с Богом складываются. И это первый вывод, который хочется сделать: вера в Бога – это не вера в ритуалы и пышные церемонии, это вера в Его живое присутствие, в ежеминутные отношения с Ним.

Несколько раз Папу Пия XIII разные герои сериала называют святым. Тот факт, что абсолютным владыкой становится подвижник, святой человек, которого власть не развращает, меня не удивляет, наоборот, кажется очень естественным. История знает тому много примеров: удивительным подвижником был сербский предстоятель Павел. Совершенно святым человеком был Митрополит Антоний, глава нашей зарубежной Сурожской Епархии в Англии.

То есть, вообще говоря, это норма – чтобы церковь возглавлял святой. Человека неверующего, циничного любая власть развратит. Но если человек ищет отношений с Богом и задается вопросами: «Почему – я?», «Почему – мне?», и «Чего Он в таком случае ждет от меня?» – такого человека власть не развращает, а воспитывает.

Ленни как человек достаточно искренний понимает, что на нем огромная ответственность. Разделить ее не с кем. Это бремя обязательств вынуждает его меняться и работать над собой. Он взрослеет, становится менее категоричным.

Один из самых интересных моментов в сериале – когда мягкий и безвольный кардинал Гутьерес принимается вдруг с ним спорить и в конце концов Папа говорит, что готов поменять свою точку зрения. И те, кто его окружают, тоже постепенно меняются – своим поведением он создает ситуацию для их роста. Они начинают прислушиваться к нему, лучше понимать его и других.

На этом пути взросления Ленни совершает ошибки, иногда трагические. В начале сериала он настолько погружен в свое одиночество, что просто не замечает других. Если он сталкивается с проблемой, то думает, что, убрав человека, легко эту проблему решит. А когда выясняется, что своими поступками он провоцирует цепь трагических событий, Папа осознает, что нельзя решать проблемы и не замечать людей, которые за ними стоят. Он начинает думать о других.

И это позволяет нам сделать еще один важный вывод: человек несет ответственность не только за своих подчиненных, но и за собственные травмы. Как говорят, «Врачу, исцелися сам». Мы обязаны, вступая во взаимоотношения с другими людьми, учиться работать над собой, прибегая при необходимости к терапии, к помощи психолога, священника. Просто для того, чтобы не навредить другим. Ведь все, что происходит с нами, происходит не без нашего участия. Мне кажется, сериал «Молодой папа» и транслирует эту идею, причем в концентрированном виде.

«ЖИЗНЬ ПАПЫ – ЭТО БЕСКОНЕЧНЫЙ ПОИСК КОНТАКТА С НЕДОСТУПНЫМ ОБЪЕКТОМ»

Мария Разлогова, психолог:

За героем Джуда Лоу прежде всего очень приятно наблюдать. Решительные действия экстравагантного кардинала, который волею случая встал во главе Римско-католической церкви и задумал совершить революцию в ультраконсервативном институте, осмелился плыть против течения, следуя лишь своим личным убеждениям, – свидетельство смелости, достойной восхищения.

А больше всего меня восхищает его способность подвергнуть сомнению «нерушимые» религиозные догмы, в которых Папе Римскому, как никому другому, положено быть уверенным. Как минимум – в существовании Бога как такового. Молодой Папа сомневается, что делает его образ объемнее, интереснее и ближе зрителю.

Мария Разлогова, психолог

Еще более человечным и живым его делает сиротство. Трагедия ребенка, мечтающего найти своих родителей, возникла в сюжете не только для того, чтобы вызвать сочувствие. Она отражает ключевой лейтмотив сериала – поиск свидетельств существования Бога в этом мире. Герой знает, что у него есть родители, что они, скорее всего, живы, но не может с ними ни связаться, ни увидеться. Так же и с Богом.

Жизнь Папы – это бесконечный поиск контакта с недоступным объектом. Мир всегда оказывается богаче наших представлений, в нем есть место чудесам. Однако этот мир нет гарантирует нам ответы на все наши вопросы.

Трогают нежные романтические чувства Папы к молодой красивой замужней женщине. Он деликатно ей отказывает, но вместо морализаторства с ходу называет себя трусом (как, впрочем, и всех священников): любить другого человека слишком страшно и больно, и потому люди церкви выбирают для себя любовь к Богу – более надежную и безопасную.

«Молодой папа»: рождение отца

Эти слова демонстрируют психологическую особенность героя, которую специалисты называют нарушением привязанности в результате ранней травмы. Оставленный родителями ребенок уверен, что его обязательно бросят, и потому полностью отказывается от любых близких отношений.

И все-таки лично я воспринимаю сериал как сказку. Мы имеем дело с героем, которого почти невозможно встретить в реальности. Вроде бы он нуждается в том же, в чем и я, мечтает о том же, о чем мечтаю я. Но в отличие от меня он способен этого добиваться, двигаться против течения, рисковать и достичь успеха. Способен на действия, которые я по тем или иным причинам не могу себе позволить. Способен пересмотреть свои убеждения, пережить травму и конвертировать неизбежные страдания в нечто удивительное.

Этот сериал позволяет виртуально пережить опыт, который недоступен нам в реальности. Собственно, тем нас отчасти и привлекает искусство.