«Не хочу в офис»: почему и как с этим быть?

Многие помнят, с чего начались связанные с пандемией изменения в привычном режиме жизни. И хотя в некоторых компаниях стали применять удаленный формат работы в феврале-марте, для большинства точкой отсчета стала нерабочая неделя, которую объявили с 30 марта по 5 апреля.

Люди столкнулись с задачей адаптации к новым условиям. Кому-то было сложно сосредоточиться, находясь в квартире с детьми, кто-то жаловался, что теперь работает 24 часа в сутки вместо обычных 8, многие испытывали трудности в связи с отсутствием живого общения с коллегами и друзьями, оставаясь дома.

Спустя несколько месяцев самоизоляция осталась позади, и даже при всех рассуждениях о второй волне пандемии уже можно говорить о некой стабилизации ситуации. Люди организовали себе дома рабочее пространство, научились договариваться с близкими, освоили новые форматы работы. И вновь мы вынуждены сталкиваться с переменами, к которым необходимо адаптироваться, так как часть работодателей готовы возвращать сотрудников к работе в офисе.

Даже если в начале карантина «удаленка» казалась неудобным форматом, сейчас вы можете обнаружить в себе нежелание возвращаться в офис. Что поменялось и как с этим быть? В этой статье мы рассмотрим 5 возможных причин и дадим рекомендации о том, как с этим справиться.

1. Страхи и тревоги, связанные с риском заразиться

Несмотря на снятие карантина, мы все знаем, что вирус никуда не делся и, следовательно, есть риск заразиться. Сам факт того, что необходимо будет пользоваться общественным транспортом и находиться среди большого количества людей, может повысить тревожность и нежелание куда-либо выходить.

Алан Кинг, генеральный директор компании-провайдера решений для поддержки благополучия сотрудников, пишет о том, как управлять тревогой в подобной ситуации. Например, продолжать следовать рекомендациям эпидемиологов и придерживаться открытой коммуникации в общении с руководителем.

Если есть какие-либо факторы, которые вас тревожат, например, как добираться до офиса безопасно, обсудите их. Возможно, руководитель не сможет полностью удовлетворить ваши потребности, но будет шанс найти какое-то компромиссное решение.

2. Смена взгляда на свое профессиональное развитие и карьеру

Если раньше мы могли участвовать в бесконечной гонке по карьерной лестнице или изо дня в день идти проторенной дорогой, то карантин некоторым из нас подарил вынужденную остановку. Многим она помогла что-то осознать. Например, «мне больше не интересно то, чем я занимался раньше», «хочу попробовать себя на другой позиции», «не хочу карьерного роста, хочу оставаться на своем месте, наращивая экспертизу» и т. д.

Это нормально, если вы поняли, что хотите что-то поменять. Не делайте резких движений и поспешных выводов, дайте себе время побыть в этой новой ситуации, чтобы решить как действовать далее, обдумать возможные варианты. Через некоторое время вы можете обсудить и рассмотреть новые возможности внутри вашей компании и подумать, куда двигаться.

«Не хочу в офис»: почему и как с этим быть?

3. Переоценка ценностей и потребностей за время карантина

Какие доводы приводят люди, которые поняли, что не хотят возвращаться в офис? Им утомительны поездки в транспорте до работы и обратно, на это уходят время и силы, которые могли бы пригодиться, например, для организации себе правильного питания и занятий спортом. Они поняли, что стали лучше спать, что в офисе больше отвлекающих факторов, а некоторым даже удалось найти баланс между работой и домом, выделяя время на то, что важно.

У кого-то во время карантина сместился фокус с профессиональных достижений в сторону личного благополучия. Это подтверждают и наши иностранные коллеги, которые отмечают, что люди стали больше внимания уделять как своему физическому, так и ментальному здоровью.

Чтобы разобраться с тем, что имеет для вас значение на ближайшую и среднесрочную перспективу, и выстроить свою жизнь в соответствии с этим, внедрите в нее практики осознанности. Они могут значительно улучшить самочувствие, повлиять на качество отношений и здоровье, повысить способность жить с радостью.

4. Изменение внешних и внутренних факторов мотивации

Среди того, что мотивировало ранее, люди выделяют признание со стороны коллег и руководителя, карьерный рост, ДМС, отсутствие жестких правил и процедур внутри компании и т. д. Если во время карантина поменялись ваши ценности и потребности, следом могут измениться и факторы мотивации.

Что же будет мотивировать сейчас? Гибкий график работы, потому что теперь есть понимание, что можно справляться со своими обязанностями эффективнее в более удобном формате, а не в рамках с 9 до 18. Возможность не тратить время на дорогу, которая отнимает много сил, а также высыпаться, с большей пользой для себя проводить перерывы в работе, правильно питаться, готовя дома. Появилось время на семью, домашние животные счастливы от того, что вы рядом.

Подумайте, что теперь стало для вас основными мотивирующими факторами? Что важно сейчас? Обсудите это со своим руководителем, чтобы организовать работу, учитывая новые вводные.

Если вы заметили у себя склонность концентрироваться на плохом и связываете выход в офис только с негативными последствиями, попробуйте вести дневник благодарности. Он может стать противоядием от негативного мышления, помогая сфокусироваться на том, что уже хорошо здесь и сейчас. А это, в свою очередь, повысит жизнестойкость и станет ресурсом для движения вперед.

5. И снова перемены

После любых значимых перемен вполне естественно двигаться медленнее, пока вы приспосабливаетесь к новым обстоятельствам. Внутренний критикующий голос может агитировать вас включиться в работу не на 100, а на 200%, быть суперэффективным, однако важно адекватно распределить нагрузку, включая в список дел заботу о себе и своем психологическом состоянии.

Сейчас велики риски эмоционального выгорания, хронической усталости и стресса.

Тот, кто практикует заботу о себе, мыслит более ясно и становится более сосредоточенными, делает меньше ошибок и думает более критично. Если вы заметили, что с выходом в офис ваша эффективность снизилась, активируйте систему самоподдержки.

Будьте бережны и терпеливы по отношению к себе. Принятие настоящего момента таким, какой он есть, и себя таким, какой вы сейчас, означает признание правды о том, как обстоят дела в настоящее время. Это важно почувствовать прежде, чем вы захотите что-либо изменить.

Помните, что возвращение на работу после карантина сталкивает всех людей с рядом обстоятельств, на которые они могут реагировать по-разному. Вполне нормально испытывать тревогу, страх, разочарование. Обратитесь за профессиональной помощью, если это необходимо, а также узнайте, предлагает ли ваша компания программу поддержки сотрудников, которая помогает справляться с трудностями на работе и в жизни.

Светлана Вожжова

Об эксперте

Светлана Вожжова — психолог, менеджер программы поддержки сотрудников компании Inbalansy.