Ольга Вайнштейн
Основатель и член редколлегии журнала «Теория моды: одежда, тело, культура»
Одежда на выход

Так, однажды вечером семейная пара направлялась на корпоративную вечеринку, но на полдороге жена вдруг поняла, что «не так одета». Ее охватило настолько сильное беспокойство, что мужу пришлось развернуть машину, чтобы, вернувшись домой, супруга смогла сменить платье.

Сколько опозданий и семейных недоразумений связано с затянувшимися сборами! Почему же при ответственных выходах (где туалеты служат и предметом разглядывания) некоторых из нас охватывает тревога?

Одно из объяснений состоит в том, что теоретики моды называют «смешанными мотивациями», — одежда должна выполнять сразу несколько функций, чтобы обеспечить ощущение: у меня все нормально.

Самые простые из них — согреть и дать возможность действовать, то есть соответствие погоде и комфорт.

Однако личное удобство — показатель весьма субъективный: многие готовы терпеть ту или иную дозу дискомфорта — высокие каблуки или затянутую талию — ради более значимых для себя целей. И если ученый, к примеру, не станет делать доклад в тесной одежде — это мешает думать, — то худенькая девушка с удовольствием отправится на свидание в супероблегающем платье, поскольку эротическая функция наряда для нее — главная.

Именно личное отношение к вещи создает убедительное — для себя и для других — ощущение верного выбора

Вообще мнение значимого Другого (не обязательно возлюбленного — скорее просто того человека, который постоянно замечает и оценивает наш наряд) нередко играет колоссальную роль: даже в публичных ситуациях мы порой одеваемся для одного главного зрителя. Но определяющим критерием, как правило, остается адекватность происходящему — в этом и была причина неуверенности дамы, не вполне понимавшей дресс-код, принятый на корпоративных вечеринках фирмы мужа.

Так что мы примеряем на себя перед зеркалом — одежду или чужие взгляды?

К тому же в нашей душе порой звучат голоса не только из настоящего, но и из семейного прошлого: «Тебе категорически не идет зеленый», «Светлое тебя полнит», «Неужели ты пойдешь с такими волосами?». Наши мамы и бабушки незримо стоят у нас за плечом. И, если пытаться соответствовать всем внутренним и внешним нормам, конечный выбор, как правило, падает на «беспроигрышный», но по сути конформистский безликий вариант: маленькое черное платье, универсальные джинсы с топом, серый бизнес-костюм. А сколько еще незаметно въевшихся табу и запретов властно определяют наш выбор: «не по возрасту», «несерьезно», «слишком вызывающе».

В этом конфликте «смешанных мотиваций» эстетическая функция одежды, как ни странно, становится далеко не определяющей. Сегодня можно выбирать из множества модных стилей, да и прежнее требование тотальной координации костюма по тону и сочетаемости с аксессуарами уже уступило место более либеральной эстетике «смешивай и сочетай».

На фоне всех этих противоречий главным параметром, на мой взгляд, может стать наше личное отношение к вещи. В гардеробе всегда найдутся любимые предметы одежды, будь то белая рубашка или шотландский пестрый свитер. С вещью могут быть связаны приятные воспоминания, или владелец по глубоко субъективным причинам считает ее талисманом, приносящим везение (реликт архаической функции магической одежды). Именно это отношение создает убедительное (не только для себя, но и для окружающих) ощущение «правильного» наряда.

С ним и приходит безошибочная уверенность, или, как говорят антропологи, «тихое знание» удачности нашего выбора.