«Секс в большом городе»: богини

Первый сезон «Секса в большом городе» начали снимать ровно 20 лет назад, в 1997 году. С тех пор выросло новое поколение телезрительниц, у них появились новые герои и модели для подражания, но культурное значение Sex and the City и сегодня переоценить трудно.

«Это первый сериал, в центре внимания которого — только женщины, — размышляет юнгианский аналитик Станислав Раевский. — Он отражает их ожидания, стремления и потребности, очень точно описывает их ценности и интересы. Героини сериала самостоятельно строят свою жизнь. Они хотят реализоваться не в чем-то одном, а во всех сферах сразу — работают, влюбляются, создают семьи, путешествуют, интересуются самыми разными сторонами жизни. Они активны и не прячутся в тени мужчин. Думаю, что архетипически этот сериал утверждает женское начало во вселенной. У Юнга была идея, что образ Бога не целостен, поскольку ему не хватает двух компонентов — теневого и женского. Вот этот сериал отстаивает женский компонент и делает для нас картину мира более целостной».

Героини сериала не осознают, какие силы управляют их поступками и чувствами

Подобно греческим богиням, героини сериала воплощают поведенческие модели, которые исторически не дозволялись женщинам. Они (в большинстве случаев) самостоятельно принимают решения и следуют исключительно собственным побуждениям. Однако сами они, определенно, не осознают, какие силы управляют их поступками и чувствами.

О влиянии на каждого человека архетипов, которые можно персонифицировать образами древнегреческих богов и богинь, американский психоаналитик Джин Шинода Болен написала две книги: «Богини в каждой женщине» и «Боги в каждом мужчине» (София, 2008). Вместе со Станиславом Раевским попробуем разобраться, какие именно богини управляют поступками и чувствами знаменитой четверки.

Саманта — Афродита

Саманта — это, безусловно, богиня эротической любви во всех ее проявлениях. У нее много романов, она вступает в любовные связи по собственному выбору и почти никогда не оказывается в роли жертвы. Она — само воплощение эротического притяжения, сладострастия, сексуальности. Архетип Афродиты побуждает Саманту искать во взаимоотношениях скорее интенсивности, чем постоянства. Ей, может быть, и хотелось когда-то длительных отношений, но однажды она обожглась и с тех пор пропагандирует свободные отношения без обязательств.

Любопытно, что, будучи прекрасной и сексуальной, Саманта все-таки — женщина в возрасте. Богини, как известно, не стареют и не меняются. А Саманта потихонечку стареет и борется с этими возрастными проявлениями. И в то же время продолжает любить. Любовь остается смыслом всей ее жизни.

Саманта не богиня брака, как Гера, она вечная любовница. Однако в какой-то момент, уличив в измене бизнесмена Ричарда, начинает ему мстить и в этот момент ведет себя как ревнивая Гера. Только появление в ее жизни глубоко преданного ей, заботливого и любящего актера Смита Джареда снова пробуждает в ней доверие к мужчинам и веру в продолжительные отношения.

Саманта — Афродита

Шарлотта — Персефона + Деметра

Шарлотта — архетипическая «милая девушка из хорошей семьи». Она выглядит как невинное дитя, всегда наряжена как куколка, идеально причесана, очень аккуратна и вежлива. Она стремится производить впечатление хорошей, послушной школьницы-отличницы.

Однако этим ее сходство с Персефоной и ограничивается. Она далеко не так пассивна и молчалива, а главное, всерьез ориентирована на создание семьи, и ее представление о браке расходится с взглядом Персефоны. Для Персефоны брак — это похищение Гадесом, правителем царства мертвых, несущим смерть. Шарлотта относится к замужеству, скорее, с позиции Геры — для нее это способ самоосуществления.

В то же время в Шарлотте живет сильная потребность стать матерью, а это свойственно только Деметре.

Шарлотта — Персефона + Деметра

Миранда — Афина

Миранда — преуспевающий юрист, она одержима своей работой. Она рациональна, порой даже цинична, действует очень целенаправленно. Поначалу это практически мужчина в юбке. Миранда получает удовольствие от общения с подругами и мужчинами-партнерами, но до поры до времени избавлена от глубоких эмоциональных переживаний, не привязывается к другим людям.

Афина держит ее «над» уровнем инстинктов, Миранда долгое время не ощущает в полную силу ни своей сексуальности, ни материнских чувств, ни инстинкта размножения, не собирается заводить семью и рожать детей.

По ходу сериала Миранда трансформируется, становится более теплой, женственной, утрачивает категоричность и скептицизм

Джин Шинода Болен пишет, что женщина-Афина иногда неожиданно и травматично выходит за пределы архетипа Афины под давлением обстоятельств, затопляющих ее сознание чувствами из бессознательного. Так происходит и с Мирандой — появление у Стива новой возлюбленной внезапно помогает ей осознать свою любовь к нему.

По ходу сериала Миранда трансформируется, становится более теплой, женственной, утрачивает категоричность и скептицизм. Ее начинают притягивать другие богини — Деметра (благодаря общению с ребенком и больной свекровью) и Гера (благодаря отношениям с мужем). С возрастом она обретает глубинный эмоциональный и духовный опыт.

Миранда — Афина

Кэрри — Артемида

Журналист Кэрри Брэдшоу — центральная героиня сериала. Ее персонаж прописан более подробно, чем остальные героини. Он многослойный, целостный, его трудно описать с помощью какого-то одного архетипа.

Но все-таки в ней, женщине независимой, обожающей свою профессию, довольно много черт Артемиды. Она получает удовлетворение, вкладывая колоссальную энергию в работу, которая очень важна для нее (но не обязательно гарантирует солидный счет в банке). Она ищет любовь, но при этом наслаждается свободой и не слишком интересуется семейным очагом.

Кроме того, в Кэрри собраны все богини, представленные в каждой из трех ее подруг. В каком-то смысле — Миранда-Афина, Саманта-Афродита и Шарлотта (Персефона-Деметра) — это другие ее ипостаси. Стремление Кэрри к самореализации связано с трудоголизмом Миранды, желание завести семью проецируется на Шарлотту, а чувственность и эротизм объединяют ее с Самантой.

Кэрри — Артемида

Почувствовать влияние разных богинь

«Важно осознать, что боги влияют на нас, по сути, так же, как звезды или планеты, — комментирует Станислав Раевский. — Мне нравится идея Джеймса Хиллмана, автора книги «Архетипическая психология», о множестве богов и богинь внутри нас. Все они воздействуют на нас одновременно, так же, как планеты. Просто в каждый момент времени влияние одной или другой оказывается сильнее.

У каждой женщины есть период, когда ею особенно сильно управляет Афродита, и тогда она становится похожей на Саманту. Потом женщина выходит замуж, становится матерью, и власть Афродиты ослабевает, а на первом плане оказываются Гера и Деметра. Потом дети подрастают, женщина решает заняться карьерой и чувствует на себе влияние Артемиды или Афины. Это прекрасно, когда мы можем почувствовать влияние всех богов и принять разные сюжеты.

Внутри каждого из нас скрыто много разных мотиваций и отдельных «Я», которые позволяют нам проявлять разные стороны себя

Среди них нет плохих и хороших. Чем плох, скажем, сюжет Афины, женщины, которой близки мужские ценности, которая всю жизнь работает и не рожает детей? Чем плох сценарий Артемиды, когда женщина превыше всего ценит свою независимость и сама выстраивает свой бизнес? Чем они хуже Деметры, которая рожает и воспитывает детей?

Наше время замечательно тем, что современная женщина может себе позволить примерить любую роль. Внутри каждого из нас скрыто много разных мотиваций и отдельных «Я», которые позволяют нам проявлять разные стороны себя. И для любой роли, любого сюжета найдется своя богиня».

Об эксперте

Станислав Раевский — юнгианский аналитик, сопредседатель Московской ассоциации аналитической психологии (MAAP), член Международной ассоциации аналитической психологии (IAAP).