Верить в «карму» − это глупо?

Пошел работать в компанию, которая плюет на экологию или эксплуатирует человеческие слабости, — «испортил карму». Сделал репост призыва о помощи — лови «плюсы к карме». Шутки шутками, но идея вселенского воздаяния из философии буддизма и индуизма захватывает и тех, кто не верит в сопутствующий духовный багаж — реинкарнацию, сансару и нирвану.

С одной стороны, карма в бытовом понимании — нечто, от чего мы зависимы. Она запрещает действовать против интересов других, даже если никто об этом не узнает. С другой стороны, она обещает счастье — при условии, что мы сами готовы отдавать что-то бескорыстно. Но это все догадки. Насколько они обоснованны?

Даю, чтобы и ты дал

Физический мир подчиняется закону причинности, и мы легко находим его проявления в повседневной жизни. Искупались с больным горлом в ледяной воде — утром поднялась температура. Позанимались спортом полгода — тело стало подтянутым, вы стали крепче спать и больше успевать. Даже не зная во всех подробностях, как действует обмен веществ, мы догадываемся: вкладываться в свое здоровье полезно, а плевать на него как минимум глупо.

Те же самые законы, по мнению некоторых, действуют в мире человеческих отношений. В этом уверен специалист по аюрведе Дипак Чопра. В книге «Семь духовных законов успеха» он выводит «закон кармы» из другого — «закона дарения». Чтобы получить что-то, мы должны сперва отдать. Внимание, энергия, любовь — все это инвестиции, которые принесут свои плоды. Пусть не сразу, не всегда в той форме, которую рисует воображение, но это произойдет.

В свою очередь неискренность, эгоизм и манипуляции создают порочный круг: мы притягиваем к себе людей, которые тоже стремятся самоутвердиться за наш счет, использовать и надуть нас.

Чопра советует осознанно подходить к каждому своему решению, спрашивать себя: действительно ли я хочу именно этого? Нет ли у меня задней мысли? Если нас не удовлетворяет жизнь — возможно, потому что мы сами обманывали себя и неосознанно отвергали возможности, не верили в свои силы и отворачивались от счастья.

ЕСЛИ НЕТ СМЫСЛА — ЕГО НУЖНО ВЫДУМАТЬ

Проблема в том, что реальные причины и следствия многих событий заслонены от нас стеной информационного шума. Если после удачного собеседования нам отказали, на это может быть тысяча причин. Наша кандидатура устроила потенциального руководителя, но не понравилась вышестоящему начальству. А может быть, интервью прошло не столь удачно, но мы убедили себя в обратном, потому что очень хотели этого. Что сыграло главную роль, мы не знаем.

Окружающий мир по большей части находится вне нашего контроля. Мы можем лишь угадывать, как сложатся обстоятельства. К примеру, мы любим по утрам брать кофе в одном и том же киоске. Вчера он был на месте, сегодня тоже — мы ждем, что и завтра по дороге на работу сможем угоститься ароматным напитком. Но владелец может закрыть точку или переместить ее в другое место. А если в этот день пойдет дождь, можем решить, что мироздание ополчилось на нас, и начать искать причины в себе.

У нас в мозге действует особая нейронная сеть, которую нейробиолог Майкл Газзанига называет интерпретатором. Его любимое занятие — связывать поступающие данные в целостную историю, из которой вытекал бы какой-то вывод о мире. Эта сеть досталась нам от предков, которым важнее было действовать, а не анализировать. Кусты колышутся от ветра или там прячется хищник — для выживания была ценнее вторая версия. Даже в случае «ложной тревоги» лучше отбежать и вскарабкаться на дерево, чем быть съеденным.

Верить в «карму» − это глупо?

Самоисполняющееся пророчество

Почему же интерпретатор дает сбой, начинает кормить нас историями о том, что нас не взяли на работу, потому что по дороге мы не уступили старушке место в метро, не подали нищему, отказали в просьбе малознакомому френду?

Психолог Роб Бразертон в книге «Недоверчивые умы» показал, что склонность соединять в цепочку разные явления, которые по случайности следуют друг за другом, связана с ошибкой соразмерности: «Когда результат какого-либо события важен, судьбоносен и труден для понимания, мы склонны считать, что его причина должна быть важной, судьбоносной и трудной для понимания».

Так или иначе, мы верим, что мир вращается вокруг нас и все происходящее имеет значение для нашей жизни

Если не повезло с погодой на выходных, это наказание за то, что не согласились помочь родителям на даче, а решили потратить время на себя. Разумеется, миллионы людей, которые также пострадали от этого, наверняка согрешили в чем-то своем. Иначе, наказывая их вместе с нами, мироздание ведет себя по-свински.

Психологи Михаэль Люпфер и Элизабет Лэйман показали, что вера в судьбу, карму и промысел Бога или богов — результат глубинного экзистенциального страха. Мы не можем контролировать события, последствия которых изменят нашу жизнь, но не хотим чувствовать себя игрушкой в руках неведомых сил.

Поэтому воображаем, будто источник всех наших бед, но и побед тоже, — мы сами. И чем сильнее наша тревога, чем глубже сидит неуверенность в том, что мир устроен разумно и понятно, тем активнее мы склонны искать знаки.

Полезный самообман

Стоит ли пытаться разубеждать тех, кто верит в связь не связанных друг с другом явлений? Так ли бессмысленна и неэффективна вера в судьбу, которая наказывает за жадность, злобу и зависть, за великодушие и доброту — награждает?

Вера в конечное воздаяние придает сил многим людям. Здесь сказывается эффект плацебо: даже если лекарство не действует само по себе, оно побуждает организм мобилизовать ресурсы. Если кармы не существует, ее стоило бы выдумать.

По мнению организационного психолога Адама Гранта, само существование общества возможно благодаря тому, что мы верим в круговорот добра и зла. Без наших бескорыстных действий, которые, по сути, означают обмен с мирозданием, общество бы не выжило.

В психологических играх на распределение общего блага именно просоциальное (полезное для других) поведение обеспечивает успех. Если каждый тянет одеяло на себя, коллективный «пирог» быстро тает — будь то прибыль, природные ресурсы или такие абстрактные ценности, как доверие.

Карма может и не существовать как воплощенная справедливость, которая вносит баланс во Вселенную, но вера в нее не вредит никому, при условии, что мы воспринимаем ее как нравственный и этический закон: «Я делаю добро, потому что от этого мир становится лучше».