Юлия Панфилова
Опыт работы с детьми раннего, дошкольного и младшего школьного возраста более 10 лет. Владеет навыками психологического семейного консультирования, психологической диагностики и коррекции эмоционально-поведенческих нарушений.

Дочери 4 года и 7 месяцев, в садик почти не ходила, все время со мной. Сейчас пошли на танцы. Я со своей стороны в восторге от тренера — профессионал, детей не обижает, в меру строгая. Отзывы других детей и мам — восторженные. А дочке там не нравится, говорит мне: «Потому что тебя рядом со мной нет». Но я с ней и так 24 часа в сутки! Договариваемся... Сейчас ходим на два кружка — один по ее желанию (не спорт), второй — по моему (это танцы, потому что я считаю — без спорта нельзя).

Вопрос: как мне правильно поступить? Два раза уже забирала ее из секций по ее желанию. В 2 года и 7 месяцев пытались ходить на танцы — не пошло, плакала, ушли. В 3 года и 7 месяцев похожая ситуация с бассейном — дочка не захотела плавать с тренером и другими детьми без меня.

Как понять: я давлю на нее и травмирую, или это нормально — договариваться и ходить пока что без особого желания? Возможно, оно появится от первых успехов и когда она привыкнет к тренеру? Одинаково боюсь и погубить внутреннюю мотивацию и задавить, и идти у нее на поводу и воспитать избалованного человека, неспособного переступить через свою лень. Жизненные примеры и статьи так противоречивы...

Мария, 29 лет

Мария, судя по вашему описанию, ребенку тревожно оставаться без вас, она переживает и волнуется. Дочка привыкла, что вы с ней, и чувствует себя рядом с вами в безопасности.

Важно понять, есть ли что-то еще, что ей не нравится в занятиях. Для этого можно спросить у нее: если бы на танцах вы были с ней рядом, она бы ходила туда? Если ребенок хотел бы посещать занятия при условии, что вы рядом, то ей необходимо помочь адаптироваться к данной ситуации.

Если даже в вашем присутствии ребенок не хочет на танцы, значит, ей что-то еще там не нравится. Стоит подумать о другой секции, даже если другие родители и дети в восторге.

Рассмотрим поподробнее первый вариант.

Представим, что дочка хотела бы посещать эти занятия и ее беспокоит только то, что вас нет рядом. Важно понять, что это не каприз ребенка. Пока что она не чувствует себя сильной и уверенной как отдельный человек, а только вместе с вами. Поэтому, если ваше пребывание на танцах исключено, можно помочь девочке адаптироваться к данной ситуации.

Для этого:

  • Необходимо ходить на занятия, когда ребенок выспался и хорошо себя чувствует. Так как это пока стресс для ребенка, ему необходимы ресурсы.
  • Договориться с ребенком о том, где вы будете ждать во время занятия. И о том, что ребенок может подойти к вам, если очень нужно. Важно не уходить никуда с этого места, так как если ребенок придет, а вас нет, тревога возрастет еще больше.
  • Можно обеспечить ребенка средством связи с вами. Например, многие родители используют специальные часы. Это помогает детям чувствовать себя более спокойно, они знают, что если им понадобится, они могут связаться с родителями.
  • С ребенком стоит разговаривать прямо о том, что спорт очень важен для здоровья и поэтому необходимо ходить на занятия, как, например, чистить зубы. Обращу внимание на то, что этот пункт возможен только в том случае, если ребенок нормально относится к данным занятиям и с педагогом у него есть контакт.
  • Для ребенка важно создать условия, чтобы танцы ассоциировались у нее не только со стрессом, а еще с чем-то приятным. Например, вы можете покупать что-то вкусненькое, когда ходите на танцы, например: «Мы покупаем пирожки, когда ходим на танцы. Один съедаешь до, второй после танцев».
  • С собой ребенку давать игрушку, которая будет поддерживать его и помогать (так называемый «переходный объект», временный заменитель мамы). «Этот зайка пойдет с тобой на танцы и будет учить вместе с тобой движения».
  • Важно создать атмосферу уважения к достижениям ребенка на танцах, пусть даже небольшим. Для этого дома можно просить показать, что она знает, просить научить.
  • И последний пункт, применение так называемой жетонной терапии. Заводим для ребенка специальную тетрадочку и каждый раз, когда ребенок ходит на танцы, клеим наклейку, которую выбирает сам ребенок. Собирает ребенок, например, 10 наклеек, и мы предлагаем ему что-то приятное, например, поход в кино. Это такая игра, которая очень нравится детям.