Екатерина Крюкова
Психодраматерапевт, гештальт-терапевт, заведующая кафедрой психодрамы Московского института гештальта и психодрамы (МИГиП)

Я жил в южном регионе России, потом учился в Москве и позже приезжал туда по делам, привозил угощения партнерам и друзьям. Они говорили: перебирайся, поможем. Но когда я переехал, помощи так и не дождался. <…> У нас не так, мы гостям отдаем все самое лучшее, а тут каждый сам за себя?

Александр, 39 лет

Вы спрашиваете, Александр, понимаете ли вы что-то в дружбе? Дружба основана на взаимном доверии, уважении и помощи. «Взаимное» — ключевое слово. Как только взаимность нарушается, мы что-то делаем, чтобы восстановить отношения, или пересматриваем их. Это постоянная работа, и далеко не все решаются на участие в дружеских связях.

Вы привозили подарки для партнеров и одногруппников, которых довольно много. Вы считаете их друзьями, но насколько это соответствует реальности? То, что вы описываете, скорее приятельство: приятели — компаньоны для отдыха, разговора о жизни, застолья. И даже среди дружески настроенных людей, как правило, наблюдается иерархия — ближний круг, закадычные друзья, близкие и сердечные.

Приятели, товарищи, друзья, партнеры… Видите, сколько слов для обозначения связей похожих, но разных по искренности и глубине. Дружба — то, что проверено годами (помните выражение «съели пуд соли»?), когда многое случалось, проживалось вместе, когда помогали друг другу, жертвовали деньгами, силами, временем. Можете ли вы так сказать про своих одногруппников и коллег?

Но даже с друзьями нужно прояснять, чем именно они готовы помочь. «Приезжай, поможем» — это договор о намерениях: «Мы хотели бы тебя видеть в нашем городе, в нашем кругу». И более ничего. Вы привыкли жить по своему уставу и ждете, что все живут так же. Но в другом регионе другие традиции, и ваши ожидания нарушены. Это не значит, что кто-то не прав. Это реальность, и, если ее учитывать, можно избежать разочарований и ошибок.