Инна Хамитова
Директор Центра системной семейной терапии (ЦССТ)

Мне 25 лет, замужем 2 года, сыну полтора года. Мужу 31, он военный врач. Полгода назад из-за его работы мы переехали из Санкт-Петербурга в крошечный городок. До замужества я работала в хорошей компании, была счастлива и радовалась жизни. В декрете я осталась на попечении мужа. Он никогда не был жадным, но сейчас я чувствую себя нахлебницей. Иногда он намекает, что какие-то вещи принадлежат ему, чтобы я ими не пользовалась. Не позволяет мне садиться за руль его машины, хотя я недавно получила права. Объясняет это тем, что «у машины должен быть один хозяин», и я должна просто ждать, пока он захочет со мной прокатиться, а если я буду его «доставать» просьбами, этого не случится.

Муж бывает груб со мной, мы ссоримся, он ругается матом, иногда может толкнуть меня. Сексуальная жизнь почти отсутствует — муж говорит, что из-за ссор у него нет желания. Я забыла, что такое поцелуи и нежность. Я постоянно чувствую себя несчастной и ненужной, теряю ощущение реальности, злюсь, бессилие и слезы захлестывают меня. При этом муж тоже несчастен, мы говорили о разводе, но нас держит сын. Мне некуда уйти — родители с младшей сестрой живут в крошечной квартире, я не могу вернуться туда с ребенком на руках. В Санкт-Петербурге у меня никого нет, только работа, на которой я «числюсь». Если бы не было сына, я бы давно ушла. Мне страшно разрушить семью, я боюсь перемен. Но и жить так, чувствуя себя старухой в 25 лет, мне кажется настоящим преступлением против себя. Помогите мне разобраться, пожалуйста.

Мария, 25 лет

Я очень сочувствую вам. Ощущения бесполезности, беспомощности и ненужности, если дать им достаточно времени, вытянут силы из любого человека. Когда мы надолго оказываемся заперты в одних и тех же стенах, окруженные ответственностью за родных и близких, с которой мы ничего не можем делать, мы часто ловим себя на том, что наши руки опускаются и мысли начинают бегать по кругу.

Ощущая себя невостребованной, ненужной, отвергнутой и усталой, вы печалитесь, затем злитесь, высказываете претензии мужу. А он, со своей непростой работой, слыша претензии от любимой женщины, может воспринимать их как критику. И, конечно, замечания от любимого человека воспринимаются максимально болезненно. Он тоже может думать, что его не любят и не хотят. Он злится и отвечает, начинается ссора. Конечно, заниматься сексом после скандала — совсем непросто, ибо у каждого из вас в душе обиды, которые мешают сделать шаг навстречу друг другу. И так вы все больше и больше отдаляетесь…

Как правило, в этом круге всегда есть как минимум одно слабое звено, сломав которое можно изменить и всю ситуацию. В вашем случае, мне кажется, таких звеньев несколько. Вы слишком зациклились на проблеме. Попробуйте сделать шаг в сторону, найти какое-нибудь занятие в городе, где работает ваш муж. Если присмотреться, наверняка найдутся варианты, которые позволили бы вам вернуться обратно к тому счастливому существованию, которое у вас было, когда вы работали.

Тем не менее между строк вашего письма мне видится и более серьезная проблема. Продолжительность вашего брака и возраст вашего ребенка, в сочетании с военной профессией вашего мужа и его намеками на то, что какие-то вещи принадлежат только ему… Все это наводит меня на такой вопрос: могло ли так сложиться, что ваш муж чувствовал себя обязанным сделать вам предложение под давлением собственного воспитания и убежденности в том, что «у ребенка должна быть семья»?

Возможно, отголоски этого преследуют его по сей день, создавая у него ощущение, что вы покушаетесь на его свободу? Если это так, то ситуация гораздо сложнее, чем кажется. В таком случае я бы рекомендовала вам вдвоем обратиться к семейному психотерапевту, который помог бы поговорить друг с другом в дружелюбных тонах и в конструктивной обстановке. Просто чтобы вы вместе расставили «по полочкам» эмоции, мечты и представления о счастье друг с другом.